Автором двух громких театральных событий 2021 года в Смоленске стал режиссёр из Москвы Станислав Назиров.
Станислав Назиров – театральный и кинорежиссёр, на счету которого более трёх десятков кинопроектов, в том числе популярные сериалы «Не родись красивой», «Сиделка» и «Котовский», номинированный на главную российскую кинопремию «Золотой орёл». Родился режиссёр в Уфе в семье литературоведа, известного исследователя творчества Ф.М. Достоевского, доктора филологических наук Ромэна Гафановича Назирова – завкафедрой литературы и фольклора Башкирского государственного университета.
Увлёкшись театром ещё подростком, Станислав Назиров играл в университетском театре-студии «Гротеск». А после школы подал документы на актёрский факультет Высшего театрального училища имени Бориса Щукина в Москве, окончил который в 1993 году. Служил актёром в Русском драматическом театре в Уфе, а с 1993 по 2003 год – в Московском академическом театре им. В.В. Маяковского.
После окончания в 2003 году режиссёрского факультета РАТИ-ГИТИС (мастерская А.А. Гончарова) некоторое время работал режиссёром-постановщиком в Смоленском государственном драматическом театре. Местным театралам со стажем он наверняка запомнился такими спектаклями, как «Шум за сценой» М. Фрейна, «Герой» Дж. Синга. Столичной критикой в особенности была отмечена его комедия «Сладкий сон без антракта» по пьесе Н.А. Некрасова «Осенняя скука», вся насквозь пронизанная яркой театральной иронией.
В конце апреля Станислав Назиров выпустил в Смоленском Камерном театре спектакль с экстравагантным названием «Таланты и покойники» – трагифарс, в котором играют, кроме смоленских артистов, приглашенные столичные звёзды – менеджерский ход директора театра Оксаны Неклюдовой.
«Таланты и покойники» – яркое гротескное представление, своего рода «игра в трагифарс». Художественно-интеллектуальная ткань спектакля – пародия на голливудские сюжеты. Вдумчивый зритель наверняка заметит здесь множество реминисценций из известных кинокартин, преимущественно, конечно, американских. Одной из основных событийных линий являются кровавые разборки между двумя бандитскими группировками. Происходят они на фоне репетиции новой пьесы молодого драматурга, страстно мечтающего прославиться, а также честолюбивых надежд других персонажей.
Несмотря на драматичность, а порой даже трагичность некоторых ситуаций повествование ведётся в подчёркнуто лёгком, музыкально-танцевальном ритме. Режиссёр использует эффектные кинематографические приёмы, в частности, параллельный монтаж сцен. При этом создаётся иллюзия, будто герои ведут свои диалоги наедине. Самый выразительный момент – сцена объяснения главного героя, которого в очередь играют актёры Никита Куманьков и Николай Фарносов, одновременно с обеими своими женщинами. Одна из них – это влюблённая в него подружка, фактически жена по имени Элли (роль Элли исполняют Анастасия Шендрик и Полина Кроль), другая – знаменитая в недавнем прошлом бродвейская актриса Хелен Синклер, которая надеется с помощью талантливого драматурга вернуть себе громкое имя и популярность. Именно в роли Хелен поочерёдно с замечательной актрисой Смоленского Камерного Надеждой Трапезниковой в «Талантах» выходила на сцену заслуженная артистка России Анна Ардова. В настоящее время в этом спектакле можно увидеть звезду мюзикла блистательную Лику Рулла.
В трагифарсе «Таланты и покойники» много музыки из знаменитых опер и известных кинокартин. В частности, это музыка Нино Рота, ария из оперы Леонкавалло «Паяцы», ария Калафа из оперы «Турандот» Пуччини, «Джамайка» Робертино Лоретти и другие.
Практически все персонажи «Талантов» – узнаваемые маски. Однако в погоне за формой не потерян и элемент психологического театра. Главная мысль спектакля, высказывает которую возлюбленная главного героя, – «Я могу полюбить человека, если он плохой художник, но не могу полюбить художника, если он плохой человек».
Большой плюс, что в «Талантах и покойниках» занята практически вся труппа, несмотря на то, что персонажей со словами всего десять. Но и массовка участвует абсолютно во всем. Бандиты разных гангстерских группировок, а также девушки-танцовщицы практически постоянно на сцене. Они изображают зрителей, корреспондентов, завсегдатаев ресторанов, городских зевак.
Предводителя мафии играет Артём Семяшев. Для него эта роль оказалась своего рода экзаменом на мастерство, после чего режиссёры стали активно приглашать его на главные роли в свои спектакли. Впрочем, «Таланты и покойники» не только ему помогли раскрыть новые грани дарования. Заданная режиссёром атмосфера художественного гротеска, существования на стыке комедии и трагедии практически всем артистам предоставила возможность попробовать себя в непривычном амплуа. Это и Илона Егорова, и Ксения Вишнякова, и Денис Овчинников, и Андрей Аббасов.
А к Новому году Станислав Назиров подготовил ещё одну яркую премьеру – эксцентрический спектакль-концерт, названный строчкой одной из самых популярных песен 60-х годов прошлого века «А у нас во дворе…». Премьера состоялась 25 декабря.
Комедийное представление с грустно-лирическим подтекстом и музыкой в стиле «ретро», «А у нас во дворе…» представляет собой концерт-воспоминание. Причём прошлое здесь не противопоставляется настоящему, а лиризм благороден и благодарен. Это своего рода водевиль с присущим жанру отторжением с помощью искусства на второй план разного рода жизненных трудностей, обид и неразрешимых вопросов просто во имя радости бытия.
Коммунальная квартира и двор как сцена, на которой разворачивается личная жизнь персонажей, а также некоторые другие типичные черты советского быта в интерпретации режиссёра Станислава Назирова воспринимаются не как антиквариат, а скорее, как состояние души.
В спектакле-концерте использованы известные «хиты» второй половины прошлого века. Достаточно назвать песню Шаинского на стихи Рябинина «Когда цвели сады» из репертуара Анны Герман или «Необыкновенные глаза» А. Бабаева, которую включает в свой репертуар известный исполнитель романсов Евгений Дятлов. А старшее поколение помнит, как пел эту песню знаменитый азербайджанский певец Рашид Бейбутов. Определённые ассоциации вызывает также знаменитая песня А. Зацепина (текст Л. Дербенёва) из кинофильма «Бриллиантовая рука»: «Любить я раньше не умела так огненно, пламенно,/ В душе моей неосторожно Вы разбудили вулкан…»
И хотя в спектакле-концерте за некоторым исключением занята молодёжь – вчерашние выпускники Санкт-Петербургского института кино и телевидения, пополнившие состав труппы в этом году, и другие молодые артисты, все эти старые песни звучат с правильными акцентами и особым куражом, так сказать, в духе «ретро». И здесь совершенно необходимо упомянуть педагога по вокалу Наталью Рогачёву, которая является соавтором режиссёра в части музыкального оформления спектакля. Наталья Николаевна наиболее выигрышным образом распределила певческие партии, так что каждому из исполнителей в спектакле удаётся блеснуть своими вокальными данными. Наиболее ярко это удалось Андрею Аббасову, для которого день премьеры спектакля-концерта «А у нас во дворе…» совпал с личным юбилеем, а также молодым актрисам Юлии Карповой и Анастасии Хмелининой. И не только им. Было бы несправедливо не отметить Александра Иванова, Анастасию Шендрик, Павла Пьянкова.
Автор: Светлана Романенко