В репертуаре Смоленского Камерного театра появился очень любопытный спектакль для больших и маленьких зрителей в постановке режиссёра из Санкт-Петербурга Е гения Волошина по мотивам сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Спектакль получился в жанре эстрадного варьете, где вокал, танцы, акробатические номера и забавные сценки, в которых герои обмениваются смешными репликами, гармонично сменяют друг друга, вызывая восторг, смех и громкие аплодисменты разновозрастного зрительного зала.
Интересно, что в спектакле нет последовательного сюжета, а есть самые запоминающиеся страницы из короткой, но яркой биографии Буратино в неустанных поисках Золотого ключика. Впрочем, ключик ищет не только Буратино. Спектакль Камерного театра называется «Буратино и Золотой ключик», а это говорит о том, что в этой сказке два главных героя: деревянный мальчишка-непоседа и некий предмет, в поисках которого пребывают все герои спектакля, а их несколько меньше, чем у А.Н.Толстого. В инсценировке Евгения Волошина отсутствует Папа Карло, о нём зрители узнают лишь из монолога Буратино. Нет и верного друга Мальвины Пуделя Артемона, правда, о том, что он существует, красноречиво свидетельствует задорный собачий лай, что периодически звучит из-за ширмы-занавеса кукольного театр Карабаса Барабаса.

А всего на сцене три ширмы. Центральная – кукольный театр злого и жестокого Карабаса, за левой ширмой находится город, где живут герои сказки, за правой –владения черепахи Тортиллы – пруд, на дне которого покоится утерянный когда-то Золотой ключик. Сцена оформлена лаконично. Но необычайно выразительны и колоритны костюмы актёров, точно характеризующие основные черты характеров создаваемых ими персонажей (художник-постановщик Светлана Архипова).

Спектакль построен на нескольких, судьбоносных для главного героя встречах. Вот он впервые, вприпрыжку и с азбукой подмышкой, появляется в полном соблазнов городе. Буратино (Никита Куманьков) спешит в школу, куда отправил его папа Карло, но какая может быть школа, если на его пути – кукольный театр и зазывающий на представление Карабас Барабас? Так случилось, что легкомысленный Буратино, чтобы купить билет, не задумываясь продаёт ему азбуку за несколько монет, на которые тут же «положили глаз хитроумные и коварные Кот Базилио (Виталий Игнатенко) и Лиса Алиса (Полина Силина).
Буратино понять можно. В душе он – романтик, к тому же замечательно поёт и, между делом, исполняет акробатические номера. Словом, артистическая натура, ему бы на эстраде или в цирке служить. Но отсутствие начального образования делает его незамутнённый разум абсолютно беззащитным перед лукавыми посулами Алисы и Базилио. И как абсолютно счастливый человек на праздник с двумя воздушными шариками в руках спешит он на Поле чудес, чтобы приумножить свой капитал.

Прекрасно выстроена сцена обольщения Буратино. Яркие, креативные Лиса и Кот, он – в чёрном с бахромой, она – в красно-оранжевом, воздушном и летящем, начинают вести разговоры с деревянным несмышлёнышем откуда-то сверху (в Камерном театре двух-ярусная сцена). А, как известно, голос свыше даже искушёнными людьми воспринимается как нечто особенное, что уж говорить о Буратино? А спустившись вниз они так самозабвенно исполняют танец под неувядающую итальянскую песенку про два сольдо (разменная серебряная монета), что обезумевший от такой красоты Буратино немедленно устремляется к заветному месту. Но, как известно, Поле чудес – лишь красивый обман, и когда Буратино это понял, шарики в его руках лопнули. Надежда на счастливый случай покинула навсегда.
Однако как было не поверить Алисе и Базилио, таким убедительным и доброжелательным? Блистательный дуэт Полины Силиной и Виталия Игнатенко стал самым выразительным элементом спектакля, и все сцены с их участием, сопровождаемые аплодисментами, вызывают искреннее восхищение. Впрочем, восхищение вызывает весь актёрский ансамбль спектакля: жадный и злой Карабас Барабас (Максим Волков), его подручный проныра Дуремар (Олег Марковкин), изящная красавица Мальвина (Елизавета Палладина), поэтичный, «весь в обрывках сонат» Пьеро (Сергей Фёдоров), изысканная, несмотря на трёхсотлетний возраст, черепаха Тортилла (Надежда Трапезникова). Ко всему прочему, новая работа Смоленского Камерного театра ещё и многому учит, в частности, детей – не пропускать уроки в школе, чтобы не попасть в беду, как Буратино, ну, а взрослых – прекратить, наконец, доверять мошенникам, которых со времён Буратино почему-то стало намного больше.
Лариса Русова
“Смоленский новости”, 30 ноября 2022
Уважаемые зрители!
Согласно правилам посещения театра, проход в зрительный зал после третьего звонка категорически запрещен.
Напоминаем о том, что администратор имеет право не пустить опоздавших в зал после третьего звонка.
Убедительно просим Вас не опаздывать к началу спектаклей.
С уважением администрация театра.