Камерный театр

Мудрая сказка на все времена

Scroll Down

В репертуаре Смоленского Камерного театра  появился  очень любопытный  спектакль  для больших и маленьких  зрителей в постановке  режиссёра  из  Санкт-Петербурга  Е гения Волошина по  мотивам сказки  А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Спектакль  получился  в  жанре  эстрадного  варьете,  где   вокал, танцы, акробатические номера и  забавные сценки,  в которых герои обмениваются  смешными репликами, гармонично  сменяют друг друга, вызывая  восторг, смех и громкие аплодисменты  разновозрастного зрительного зала.   

Интересно, что в спектакле  нет последовательного   сюжета, а есть  самые запоминающиеся страницы из  короткой, но яркой  биографии Буратино  в неустанных  поисках Золотого ключика. Впрочем, ключик ищет не только Буратино.  Спектакль  Камерного театра  называется «Буратино и Золотой ключик», а это говорит о том,  что в  этой сказке  два главных героя: деревянный  мальчишка-непоседа и  некий предмет, в поисках которого пребывают все  герои спектакля, а  их несколько меньше, чем  у  А.Н.Толстого.  В инсценировке Евгения Волошина отсутствует Папа Карло, о  нём  зрители узнают лишь из монолога Буратино.  Нет и верного друга Мальвины Пуделя Артемона, правда, о том, что он существует, красноречиво свидетельствует задорный собачий лай,  что  периодически звучит из-за ширмы-занавеса кукольного театр Карабаса Барабаса.  

А всего на сцене три ширмы. Центральная – кукольный театр злого и жестокого Карабаса,  за левой  ширмой находится город, где живут герои сказки, за правой  –владения  черепахи Тортиллы – пруд,  на дне которого  покоится  утерянный когда-то Золотой ключик. Сцена оформлена лаконично. Но необычайно  выразительны и колоритны  костюмы актёров, точно характеризующие основные черты характеров  создаваемых ими   персонажей (художник-постановщик Светлана Архипова).  

Спектакль построен на нескольких,  судьбоносных для   главного героя встречах. Вот он впервые, вприпрыжку и с азбукой подмышкой, появляется в полном соблазнов городе. Буратино (Никита Куманьков) спешит в школу, куда отправил его папа Карло, но какая может быть школа, если на его пути – кукольный театр и зазывающий на  представление Карабас Барабас? Так случилось, что  легкомысленный Буратино, чтобы купить билет, не задумываясь продаёт ему азбуку за несколько монет, на которые тут же «положили глаз    хитроумные и коварные Кот Базилио (Виталий Игнатенко)  и Лиса Алиса (Полина Силина). 

Буратино понять можно. В душе он – романтик, к тому же замечательно поёт и, между  делом, исполняет акробатические номера. Словом, артистическая натура, ему бы  на эстраде или  в цирке служить. Но отсутствие начального образования  делает его незамутнённый разум  абсолютно беззащитным  перед  лукавыми посулами Алисы и Базилио. И как абсолютно счастливый человек  на праздник с двумя воздушными шариками в руках  спешит  он на Поле чудес, чтобы приумножить свой капитал. 

Прекрасно выстроена сцена обольщения Буратино.  Яркие, креативные Лиса и Кот, он – в чёрном с бахромой, она – в красно-оранжевом, воздушном и летящем, начинают вести разговоры  с деревянным несмышлёнышем откуда-то сверху (в Камерном театре двух-ярусная сцена). А, как известно, голос  свыше  даже искушёнными людьми воспринимается как нечто особенное, что уж говорить о Буратино?  А  спустившись вниз они так самозабвенно исполняют танец под неувядающую итальянскую песенку про два сольдо (разменная серебряная монета),  что обезумевший  от такой красоты Буратино немедленно устремляется к заветному месту. Но, как известно, Поле чудес – лишь красивый обман, и когда Буратино это понял, шарики  в его руках лопнули.   Надежда на счастливый случай покинула  навсегда. 

Однако как было не поверить Алисе и Базилио, таким убедительным  и доброжелательным? Блистательный дуэт  Полины Силиной и Виталия Игнатенко  стал самым выразительным  элементом спектакля, и все сцены с их участием, сопровождаемые аплодисментами, вызывают искреннее восхищение.   Впрочем,   восхищение вызывает весь актёрский ансамбль  спектакля: жадный и злой Карабас Барабас (Максим Волков),  его подручный проныра  Дуремар (Олег Марковкин),  изящная  красавица Мальвина (Елизавета Палладина), поэтичный, «весь в обрывках сонат» Пьеро (Сергей Фёдоров),  изысканная, несмотря на трёхсотлетний возраст, черепаха Тортилла (Надежда Трапезникова). Ко всему прочему, новая работа Смоленского Камерного театра ещё и многому учит, в частности,  детей – не пропускать  уроки в школе, чтобы не попасть в беду, как  Буратино, ну, а взрослых – прекратить, наконец, доверять мошенникам, которых со времён Буратино почему-то  стало намного больше.

Лариса Русова

“Смоленский новости”, 30 ноября 2022

Уважаемые зрители!

Спектакль «Портрет» (25.04.24г, в 19:00)
отменяется по техническим причинам.

Приносим свои извинения.


Skip to content