Смоленский Камерный театр. «Пиковая дама». Мистическая история в двух действиях по мотивам одноименной повести А.С. Пушкина
На сцене сломанный игорный стол, обтянутый зелёным сукном. Разбросанные по всему сценическому пространству детали обрамлены массивным золотым багетом. Пространствоигрового зала ограничено панорамой Санкт-Петербурга в графитовых тонах. Звучит музыка(композитор Владимир Брусс) , которая становится катализатором любого действия и является отдельным «персонажем» спектакля. Падаюткрупные хлопья снега, как символ северного города и знак отсутствия теплоты взаимоотношений между персонажами.
Появляются люди в зелёных крылатках с фонарями в руках, которые хаотично двигаются по сцене словно ищут что-то в этом неуютном мире.
В этой толпе проходящих и останавливающихся людей выделяется неподвижная фигура молодого человека в военной форме. Это Германн (артист Никита Куманьков). Лицо его безучастно, он не замечает движенияулицы, взгляд его обращен внутрь себя. Спектакль начинается.
Выходят одетые во фраки молодые люди – завсегдатаи долгих зимних вечеров на квартире конногвардейца Нарумова (артист Сергей Фёдоров). «А в ненастные дни / Собирались они часто», – говорится в песенке, которая предпослана А.С. Пушкиным в качестве не то эпиграфа, не то пояснения к повести «Пиковая дама». В спектакле собравшиеся у Нарумоваприятели-игроки исполняют её под гитару.
Сцена карточной игры решена условно. Каков исход партии, можно понять по количеству подброшенных вверх игроком карт и выражению лица. Из разговоров, прерываемых смехом и шутками вперемешку с романсами под гитару, мы узнаем историю Старой графини, её связи со знаменитым графом Сен-Жерменом, а главное – таинственную историю о трёх картах.
Германн потрясён рассказанным Томским анекдотом. История получения лёгких денег переворачивает с ног на голову его жизненное кредо. «Расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!» – повторяет он про себя.
Игроки расходятся, в огромном красном кресле, несоразмерном с человеческим ростом, сидит дама в старомодном парике. Это графиня Анна Федотовна (актриса Надежда Трапезникова). В далёком прошлом её жизнь была наполнена блеском балов, роскошью и вниманием многочисленных поклонников. Воспитанница Графини Лизавета Ивановна (актриса Виктория Кременная) вслух читает ей книгу. Сцена начинается мирно и спокойно, однако в какой-то момент тихая старушка превращается в капризное существо, которое терроризирует бедную воспитанницу, доводит её до слёз, отдаваяпротиворечивые, взаимоисключающие указания.
Зрители становятся свидетелями противостояния двух этих женщин. Одна имеет власть, вторая находится в полном подчинении. Графиня помыкает бедной воспитанницей. Однако и Лиза также предстаёт в неоднозначном свете. Зависимость и бедность породили в ней в ней ненависть к своей благодетельнице. Единственный способ изменить своё положение она видит в замужестве.
Всё это время Германн неподвижно стоит справа от сцены как бы под окнами дома Старой Графини. Лиза получает письма от Германна. Их переписка в спектакле решена в подчёркнутогротесковой манере. Актёры в унисон зачитывают фрагменты любовных посланий. В какой-то момент на одурманенную героиню обрушиваются сотни конвертов, которые буквально придавливают её. Она окутана мечтами о скором избавлении от своей участи.
Яркой иллюстрацией этого состояния героини является сцена бала. Танцующие пары: мужчины во фраках и одинаковых белых полумасках и их партнёрши в белоснежных, почти свадебных платьях – кружатся в вальсе. Выглядит это как гимн ожидаемой Лизой новой жизни.
Вторым после рассказа Томского о трёх картах кульминационным моментом спектакля является сцена возвращения Лизы и Графини домой после бала, их разговор в карете.
Уверенная в скорой перемене своего положенияЛиза отваживается сказать графине о своей к ней ненависти, говорит о том, что скоро уедет в Германию.
Бедная девушка настолько увлечена мечтой о счастливой самостоятельной жизни с любимым мужем, что, презрев все правила морали, назначает Германну ночное свидание в доме Графини.
Однако она жестоко обманулась. Молодой инженер так стремился проникнуть в дом отнюдь не из любви к ней. Ему нужно увидеть Графиню и убедить её открыть ему секрет трёх карт. В то время как Лиза ждёт его у себя, он оказывается в спальне Графини.
«Это была шутка!»– с иронией говорит ему Анна Федотовна. Огромное красное кресло, в котором она сидит, напоминает гроб. Без бального платья вид Старой Графини ужасен: тонкие, как спицы, руки, лысая голова, бледная кожа – всё свидетельствует об усталости от жизни.
Рядом с ней Германн. Он кажется хладнокровным и бесчувственным. Его просьба о трёх картах — страстный монолог, перетекающий от мольбы до совершенно неистовой ярости. В какой-то момент Графиня принимает его за Сен-Жермена, кидается к нему в объятия, но ей уже не по силам такие переживания. Казалось, она даже не слышит, о чём он просит.
И тогда Германн прибегает к последней мере: он угрожает Графине пистолетом. Она пугается и умирает. Итак Графиня мертва. В ужасе от содеянного Германн пытается оживить её.
Самая страшная и одновременно трогательная сцена спектакля — танго Германна с мертвым телом Графини. Танец является ключевым и повторится в конце спектакля, однако роли сместятся, и ведущим в этой танцующей паре станет призрак Графини, в руках которой будет обезумевшая марионетка-Германн.
После похорон призрак Графини приходит к Германну во сне. Графиня появляется в отражении зеркала, в которое смотрится в безумном угаре её убийца. Она открывает Германну тайну с условием, что, поставив по очереди на три карты, он навсегда откажется от игры…
Игорный салон Чекалинского (артист Виталий Игнатенко). Карточная игра здесь решенабуквально как Русское лото. «Стоп – игра!» «Стоп –игра!» Карета превращается в барабан рулетки, каждый выигрыш Германна наполняет её огромным количеством денег. Купюры сыплются безудержным потоком, и вскоре то количество снега, которое мы видели в начале спектакля, сменяется цветнойденежной бумагой, давящей Германна и всех, кто находится рядом с ним.
Германн проиграл, его второй безумный танец с воскресшей в его воображении Графиней в облике Пиковой дамы окончательно ставит точку в этой печальной истории. Обломки зелёного игорного стола собираются над головой героя как символ раздавленности и невозможности выйти из порочного круга.
Неоднозначно может быть воспринята и одна из последних фраз спектакля, произнесенных как бы за кадром. О Лизавете Ивановне говорится, что она вышла замуж за хорошего человека и что она взяла себе в дом воспитанницу – девушку из бедной семьи. Не сыграет ли и Лиза по отношению к своей бедной родственнице ту же роль, какую сыграла графиня Анна Федотовна по отношению к ней самой? Это вопрос.
София Архипова
Светлана Романенко
Фото предоставлены театром