Юбилейный спектакль Камерного театра «Пиковая дама» в постановке Петра Орлова произвел в Смоленске настоящий фурор.
«В спектакле прекрасно все: актерская игра, костюмы и сценография»
Достаточно привести высказывания зрителей: «Очень сильный спектакль! Поразило, прежде всего, тонкое и бережное отношение к оригиналу пушкинского текста, за что огромное спасибо режиссеру Орлову. Эффектные декорации, яркие костюмы, дивная музыка идеально передают атмосферу спектакля, цепляют самые дальние уголки души.
Талант нашего кумира Никиты Куманькова (Германн) безграничен. Его обаяние, естественность, чувственность, потрясающая энергетика выше всех похвал. Восторг! Браво! В очередной раз прекрасной подачей образа удивляет актриса Надежда Трапезникова», – пишет Любовь Прудникова.
По мнению Татьяны Свиридовой, великий Пушкин и его произведения никогда не потеряют своей актуальности: «Если у вас есть сомнения на счет классики в современном театре, отриньте их! На этом спектакле забываешь о времени. Оно летит, захватывает, завораживает. Спасибо за ощущение чуда! Такого спектакля давно не было на сцене СКТ. Создателям постановки низкий поклон за огромный труд».
«В спектакле прекрасно все: актерская игра, костюмы и сценография Светланы Архиповой, хореография, свет и музыка композитора Владимира Брусса, которая дает возможность зрителю с первой минуты попасть в вихрь происходящих событий. Сильнейшие эмоции вызывает шокирующий танец в финале 1-го отделения. Смело! Дерзко! По-современному!
Очень сильный и глубокий спектакль, после просмотракоторого есть о чем поразмышлять», – не скрывает своего восхищения Татьяна Федотова.
Поэтому совершенно не удивительно, что создатели «Пиковой Дамы» решили замахнуться на Национальную театральную премию «Золотая Маска». Замахнулись, и…
Получили в начале сентября ответ от организаторов престижного конкурса: «Поздравляем Вас с успешным прохождением модерации заявки на сайте Премии и Фестиваля «Золотая Маска».
Выдвинутый на соискание главной театральной премии спектакль «Пиковая дама» прошел предварительный отбор и получил статус «Принято». Какой статус будет присвоен сценической фантазии Орлова – участник или соискатель в номинации «Драма. Малая форма», – покажет время.
Пушкинская повесть «Пиковая дама» в прочтении главного режиссёра Смоленского Камерного театра Петра Орлова – это действительно красочный, стильный, наполненный оригинальной и красивой музыкой спектакль. Сценическая фантазия, где драматическая история бедной воспитанницы старухи-графини, неожиданно обнаружившей, что влюбленный офицер с ее помощью проник в дом отнюдь не ради нее, причудливо переплетается с мистическим триллером. А созданный почти два века назад шедевр отечественной классики приобретает свежее звучание.
«Три карты! Три карты! Три карты!»
Фантазия «Пиковая дама» – мистическая история о роке, которая ставит извечный вопрос: в силах ли мы управлять если не собственной судьбой, то хотя бы своими страстями, и что есть удача? Ниспослана ли она нам случайно, или дана за заслуги, в которых мы и сами себе не всегда умеем дать отчет?
В спектакле глубоко и остро затронута тема распространенной в XIX веке в дворянской среде карточной игры как способа бытия.
Прагматик Германн, военный инженер (Никита Куманьков), главная черта характера которого – строгий математический расчет, способен подчинять свои чувства разуму. Германн схож с Наполеоном, чей феномен и появление на исторической арене более двух столетий назад до сих пор занимает умы.
У Германна нет состояния и крепостных. Ему нечем разбрасываться, сидя за карточным столом и бездумно спускать целые состояния, как это делают его товарищи, молодые русские дворяне – гвардейские офицеры. У него нет имени, а значит, и надежды заполучить приданое знатной невесты. Германн – всего лишь отпрыск обрусевшего немца, приехавшего в Россию «на ловлю счастья и чинов», предельно умеренный и аккуратный.
После рассказа внука Графини Томского (Артем Быстров) Германн оказывается во власти навязчивой идеи завладеть зловещим секретом дряхлеющей светской львицы. Он выстраивает хитроумный план, как проникнуть в дом 87-летней Анны Федотовны (Надежда Трапезникова) с помощью бедной Лизы. Часами стоит под окнами ради встречи с ней…
Германн искренен, когда умоляет Графиню: «Для кого вам беречь вашу тайну? Для внуков? Они богаты и без того: они же не знают и цены деньгам. Моту не помогут ваши три карты. А я не мот».
Старая Графиня уносит роковую тайну в могилу, однако навязчивая идея не оставляет Германна. Он видит пророческий сон. Три карты названы.
«Не дай мне бог сойти с ума…»
Сценическое решение «Пиковой дамы» запредельно пластическое, визуализированное в четко считываемых зрителем метафорах (балетмейстер Елена Егорова). Заснеженный Петербург, закутанный в вихрь метели, чуждый для Германна город. Рефреном он сетует на омерзительную погоду в столице, замораживающей разум и сердца, выветривающую ледяным потоком с Невы все человеческое в человеке.
Трагический колорит подчеркивает музыка, которой насквозь пропитана образная палитра спектакля.
А Германн…
Статичный, завернутый в футляр мундира и бормочущий что-то скороговоркой по-немецки, он отстраненно и холодно наблюдает за людскими страстишками, бушующими за игральным столом. Он – над схваткой, но долго и это продолжаться не может: взлетающий в воздух карточный веер берет верх над немецким практицизмом измученного нуждой инженера. Гвардейцы делают ставки. Львы Санкт-Петербурга замерли в ожидании неизбежной страшной развязки…
Карета на сцене, как элемент декораций, выполняет важную полифоническую смысловую функцию: это и средство передвижения, и будуар, и своеобразный портал в загробный мир, проводник в прошлую жизнь персонажей. Быть может, Голгофа.
Не менее впечатляет своей инфернальностью и старинное зеркало, где в пыльной мути маячат призраки и привидения, пророчащие беду.
Явление Женщины в красном – молодой графини (Анастасия Шендрик) –
феерическое! Роковая красотка, непостижимым образом избавившаяся от карточного долга, будоражит воображение своей страстностью и грациозностью. Открыв зловещую тайну своей триумфальной игры в «Фараона», она парит над картами и игроками в безумном вихре поистине мистической энергии, которую создают музыкальные и световые эффекты (еще бы: художник по свету – знаменитый смоленский сценограф Николай Агафонов!)
Все – суета, все – тлен.
Совершившая сделку с Дьяволом Графиня тянет лямку бессмысленной жизни на грани смерти, не догадываясь о намерениях Германна. А полночь-то близится! Как страшен танец мертвой старухи с облысевшей до черепа головой, которую главный герой в отчаянье кружит по сцене, как старую тряпичную куклу. Но… старая ведьма жаждет реванша. Она придет к нему во сне из загробного портала, чтобы отомстить.
Финал трагедии – игровой дом Чекалинского.
«В Москве составилось общество богатых игроков, под председательством славного Чекалинского, проведшего весь век за картами и нажившего некогда миллионы, выигрывая векселя и проигрывая чистые деньги. Долговременная опытность заслужила ему доверенность товарищей, а открытый дом, славный повар, ласковость и веселость приобрели уважение публики. Он приехал в Петербург. Молодежь к нему нахлынула, забывая балы для карт и предпочитая соблазны фараона обольщениям волокитства. Нарумов привез к нему Германна».
Накал карточной фантасмагории достигает предела.
Игроки маршируют по сцене, карты взмывают вверх. Ожившие карты (в дело вступает массовка в великолепных карнавальных костюмах Светланы Архиповой) идут в крестово-бубновый поход.
«Дама ваша убита».
Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил своим глазам…».
«Тройка-семерка-туз-тройка-семерка-туз», – бормочет окончательно потерявший рассудок, обезумевший Германн, закутанный, словно в саван, в смирительную рубашку душевнобольного.
Все кончено.
Справка «РП»
Петр Орлов – выпускник Высшего театрального училища имени Щукина, ученик народного артиста СССР Евгения Рубеновича Симонова. Петр Гарриевич поставил более 100 спектаклей по произведениям Николая Гоголя, Михаила Лермонтова, Федора Достоевского, Александра Островского, Михаила Булгакова и других авторов. За режиссерское мастерство он неоднократно удостоен премии «Золотой Витязь», а также наград многих известных международных театральных фестивалей.
С легкой руки нового худрука СКТ на сцене Камерного театра возникли «Женитьба Бальзаминова» Островского, «Безумный день Фигаро» по пьесе «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше и современная комедия «Осторожно, адюльтер!».
Фото предоставлено администрацией Смоленского камерного театра.
Автор: Анастасия Петракова
Опубликовано в газете «Рабочий путь», 8 октября 2024 года