Камерный театр

Репортаж души Никиты Куманькова

Scroll Down

Имя ведущего артиста, мастера сцены и режиссёра Камерного театра Никиты Куманькова в Смоленске наверняка известно не только театралам. В особенности после того, как его портрет появился на возрождённой в конце ушедшего в историю 2024 года городской Доске Почёта.

Несмотря на молодой возраст, выпускник актёрского отделения Санкт-Петербургского государственного университета Никита Васильевич Куманьков – один из тех артистов, кто дольше всех служит в Смоленском Камерном театре. В труппе он появился в сентябре 2013 года, пройдя к тому времени довольно сложный путь на профессиональную сцену.

За эти годы сыграно уже 40 ролей, причём, более половины из них – главные. Кто-то наверняка помнит его лейтенанта Плужникова в военной драме «В списках не значился» по повести Бориса Васильева, Китайца Херувима в «Зойкиной квартире» М.А. Булгакова, Остапа Бендера в пластическом спектакле «12 стульев» по Ильфу и Петрову, Музыканта – героя спектакля «Контрабас» по одноименной пьесе Патрика Зюскинда, – с которым в 2020 году актёр участвовал в международном театральном фестивале моноспекталей «МОНОfest» в Перми, Антонио в «Чуме на оба ваши дома» Григория Горина, удостоенной Гран-при в 2023 году на фестивале «Поговорим о любви…» в Новошахтинске, Мишу Бальзаминова в спектакле «Женитьба Бальзаминова», отмеченном в год 200-летия А.Н. Островского на международном фестивале «Русская классика» в Орле, наконец, Кочкарёва в гоголевской «Женитьбе», за роль которого жюри XVII Пасхального театрального фестиваля в Санкт-Петербурге наградило артиста дипломом «За яркое актёрское воплощение» в номинации «Мужская роль».


           Кочкарёв, которого обычно изображают эдаким искусителем, едва ли не чёртом, в интерпретации Никиты Куманькова совсем не чёрт, скорее, страдающий человек, жаждущий отвлечься от какой-то тягостной действительности.
               – Передо мной, – рассказывает артист, – режиссёр Станислав Назиров поставил совершенно другую задачу. Мой герой торопится женить своего приятеля не для того, чтобы и тому тоже было плохо, как самому Кочкарёву, женатому несчастливо. Ему кажется, что если он сам возьмётся за дело, всё будет идеально.То есть намерения его самые добрые. Свадьба Подколёсина для него – это борьба со свахой, которая женила его самого. Здесь трагедия человеческой судьбы, и мне как актёру именно это особенно интересно в роли Кочкарёва.
                 Тема всё того же «маленького» человека продолжена Никитой Куманьковым и в спектакле главного режиссёра Смоленского Камерного театра Петра Орлова, поставленном по пьесам А.Н. Островского о Бальзаминове.
                 Бальзаминова принято считать человеком недалёким, а главное – не умеющим дать правильную оценку своим достоинствам. У Куманькова же Михаил Дмитриевич прежде всего наивный фантазёр. Судя по всему, он рано остался без отца, рос под материнские молитвы, что вот, мол, станет мальчик взрослым, женится на богатой невесте, и всё у него пойдет, как по маслу. Главное – вырасти. Известное дело, какая мать не желает сыну добра… Отсюда все эти красивые мечтания-сны. Однако, столкнувшись с действительностью в лице Домны Евстигнеевны, Бальзаминов понимает, что сбылась не совсем его мечта, а какая-то другая. Поэтому-то он так растерян! Невеста из его сна совсем не похожа на Белотелову, она молода, красива, ласкова. Она – само совершенство. А тут…
            Спектакль Смоленского Камерного никому не выносит приговор. Нельзя сказать, что Бальзаминов наказан за необоснованные притязания. Он просто попался в сети, кстати, даже не им расставленные. Бесхитростный человек, он действительно думает, что было бы правильнее, если бы богатые женились на бедных, а бедные – на богатых. Но мечтает-то он о любви!
               Универсальный артист, Никита Куманьков чувствует себя абсолютно свободно как в театре переживания, так и в театре представления. Однако на вопрос, что ему ближе, он, не задумываясь, ответил: «Душа! Жизнь человеческого духа». «Репортаж души» – так обозначен жанр одноактного монолога Патрика Зюскинда «Контрабас» – самостоятельной работы артиста, своего рода его визитной карточки. Выбрав пьесу «Контрабас», актёр сознательно пошёл на определённый риск. У театралов на слуху моноспектакли по этой пьесе в исполнении столичных знаменитостей Константина Райкина и Константина Хабенского. Публика, в особенности провинциальная, к серьёзной драматургии относится с настороженностью, оберегая себя от лишних переживаний. К тому же в пьесе Зюскинда больше вопросов, чем ответов. 
            Анализируя собственную жизнь, герой «Контрабаса» восклицает: «Когда Шуберту было столько лет, сколько мне сейчас, его уже три года не было в живых!» Фраза на этом обрывается, но вдумчивому зрителю понятно: «Шуберт в моём возрасте уже был Шубертом – известным композитором, чью музыку исполняют по всему миру… А я всего-навсего рядовой оркестрант…»
           Актёр не подчёркивает это восклицание. Он вообще произносит текст буднично, почти монотонно, лишь в очень немногих местах выделяя голосом отдельные имена или понятия. Как во время исповеди, когда хочется рассказать о себе всё, но право оценки предоставлено Богу.
           Одна из последних на сегодня больших актёрских работ Куманькова – Германн в «Пиковой даме» А.С. Пушкина, приуроченной к 225-й годовщине со дня рождения великого поэта. 
        В сценической версии театра «Пиковая дама» – это трагический гротеск о том, как услышанная в компании подвыпивших офицеров история о трёх картах переворачивает с ног на голову жизненное кредо пушкинского героя – положительного, остерегавшегося, несмотря на насмешки товарищей, совершать легкомысленные поступки. В тот момент, когда Томский рассказывает историю старой Графини, своей бабушки, Германн неожиданно для себя понимает, что вся его система строгой экономии, отказ от излишеств во имя необходимого – ничто по сравнению с простым везением в игре. Если, конечно, играть наверняка… Однако поначалу он борется с искушением: «Нет! Расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!» 
         Германн – военный инженер, в отличие от его окружения – гвардейских офицеров, в обществе которых он вращается и за игрой которых столь внимательно наблюдает, у него нет состояния, нет крепостных, нет доставшихся по наследству деревень. Словом, нет того, чем, проводя время за карточным столом, с лёгкостью разбрасываются молодые русские дворяне. Нет у него и знатного имени, чтобы рассчитывать на хорошее приданое, если он вдруг задумал бы жениться. Он сын обрусевшего немца, приехавшего в Россию, говоря словами другого нашего классика, «на ловлю счастья и чинов». Таких людей в России было немало. И многие из них действительно достигали изрядных высот: должностей, положения в обществе и богатства. Причём, зачастую именно благодаря таким качествам, как умеренность и аккуратность.
              После рассказа Томского Германн оказывается во власти навязчивой идеи. Он выстраивает хитроумный план, как проникнуть в дом Графини с помощью Лизы. И у него всё получается! Ведь у Графини могло вообще не быть воспитанницы! Или вместо неё была бы какая-нибудь старая компаньонка, которая ни за что не поверила бы, что молодой офицер часами стоит под окнами ради встречи с ней…
               Сцена, когда Германн-Куманьков умоляет Графиню: «Для кого вам беречь вашу тайну? Для внуков? Они богаты и без того: они же не знают и цены деньгам. Моту не помогут ваши три карты. А я не мот», – сыграна с большой достоверностью. Старая Графиня умирает, унося тайну с собой. В отчаянии Германн пытается её оживить. 
            «Лихорадочный танец Германна с только что умершей графиней, – пишет о смоленском спектакле театральный журналист и член жюри фестиваля «Комплимент» в Новочеркасском театре драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской Людмила Фрейдлин, – поразителен и может соперничать со сценами фильма ужасов. При этом бьющим по нервам контрастом срабатывает звучащий с витальной силой вальс Владимира Брусса. Безумие человека, который заходит с мольбой, а выходит убийцей, явно начинается уже здесь».
             Театральная публика Никиту Куманькова обожает. И это легко объяснить. При всей своей внешней сдержанности артист по-настоящему увлечён профессией. Участвует в театральных проектах, лабораториях и мастер-классах. В содружестве с актёром и режиссёром Виталием Игнатенко осуществил вторую свою самостоятельную работу – экспериментальный спектакль по пьесе создателя театра абсурда Сэмюэля Беккета «Последняя лента Крэппа». Спектакль играли на разных театральных площадках.
             В феврале 2023 года во Дворце культуры профсоюзов Никита Куманьков сыграл Поэта в спектакле-перформансе сценариста и режиссёра Павла Володина по произведениям смоленских авторов – участников литобъединения «Персона», основанного при кафедре теории и истории литературы и журналистики Смоленского государственного университета. Событие было посвящено 30-летнему юбилею поэтического содружества «Персона».
          В 2021 году артист прошёл курс повышения квалификации на режиссёрском отделении Высшей театральной школы Константина Райкина. Как режиссёр-постановщик в этом же году выпустил на сцене Смоленского Камерного театра трагикомедию «Глупости» по пьесе современного драматурга Виктории Никольской (Бугаевой). А в декабре 2024 года впервые осуществил постановку яркого и, как говорят в театре, многонаселённого детского спектакля – сказки «Снежная королева» по пьесе Евгения Шварца.

Светлана Романенко

Фото предоставлены театром

Уважаемые зрители!

Согласно правилам посещения театра, проход в зрительный зал после третьего звонка категорически запрещен.
Напоминаем о том, что администратор имеет право не пустить опоздавших в зал после третьего звонка.

Убедительно просим Вас не опаздывать к началу спектаклей.

С уважением администрация театра.


Skip to content