Камерный театр

Роман Родницкий: В театре главное – дух, атмосфера

Scroll Down

По сложившейся в последние годы традиции каждый творческий сезон в Смоленском Камерном театре начинается с постановки новой сказки. 

В этом  году в репертуаре появился спектакль-сказка по пьесе Виктора Ольшанского «Матушка Крапива». Премьера состоялась 25 сентября. Волшебная сказка «Матушка Крапива» – спектакль для семейного просмотра. Он не только поможет детям лучше понять своих родителей, а родителям – детей, но и предоставляет возможность вдумчивому зрителю поразмышлять на тему, какие качества души необходимы человеку, чтобы  обрести счастье.

Лесные обитатели Гриб и Крапива волею Волшебницы  превращены в людей, чтобы заменить родителей найденному ею в лесу человеческому детёнышу – мальчику Алёше.  Зритель встречается с Алёшей (арт. Павел Пьянков), когда тот уже  стал взрослым. Алёшу мучают вопросы, как он очутился в лесу, почему его родители  – Гриб Говорушка (арт. Александр Иванов) и Матушка Крапива (арт. Полина Силина). Юноша любит мать и отца, но  его тянет к людям, общаться с которыми ему пока не приходилось.

Признавая за Алёшей право узнать людей, Матушка Крапива отпускает сына в столицу, где его ожидает множество испытаний. Любящая Алёшу лесная девушка Болотница (арт. Илона Егорова) переодевается в мужской костюм и отправляется вслед за ним.

Сюжет, в общем-то, для русских сказок не так уж нов. Герой влюбляется в Принцессу (арт. Юлия Карпова) и мечтает на ней жениться, что возможно только при условии, если он сумеет выполнить три царских пожелания: построить за одну ночь чудесной красоты терем, за вторую – устроить фонтан с золотыми рыбками, за третью – вырастить яблоню с самоцветами вместо плодов… Не выполнишь – рискуешь потерять не только невесту, но и жизнь. 

Подобные испытания  встречаются и в других в сказках. Справиться с ними герою, как правило,  помогают обладающие волшебной силой персонажи – в знак благодарности. В своё время он либо избавил их от угрозы быть застреленными, либо поделился едой… Словом, проявил доброту и человеческое участие.

Алёше из сказки Виктора Ольшанского, исполнить условия договора с Царем (арт. Виталий Брянский) помогает любовь. И пока сам он любит и помнит тех, кто любит его, волшебное заклинание действует.

Поставил спектакль Роман Родницкий – опытный режиссёр, автор более 50 спектаклей, поставленных в различных городах России. С 2014 года – главный режиссёр драматического театра в городе Шахты Ростовской области, куда в своё время он был приглашён на постановку спектакля «Песня о Бумбараше» Юлия Кима на музыку композитора Дашкевича. В начале 2000-х годов после окончания Высших режиссёрских курсов (мастерская народного артиста РФ Леонида Хейфеца) Роман Родницкий довольно продолжительное время работал в Смоленске – и в театре драмы, и  в Камерном. 

Его спектакли: «Всё будет хорошо!» (по пьесе Р. Куни «№13»), «Неугомонный дух» Н. Кауарда, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, «Простое средство» (по пьесе В. Ольшанского «Барин, Полина и Петух») в драматическом театре, а также «Босиком по парку» Н. Саймона, «…Кречинскаго!» (по пьесе «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина), «Мотылёк» П. Гладилина, «Оскар и Розовая дама» в Камерном – отличались динамичностью, интересными и неожиданными находками.

Мы разговариваем с Романом Родницким после генеральной репетиции «Матушки Крапивы».

– Роман Григорьевич, Вы давно не были в Смоленске, обратили внимание на перемены, которые произошли в городе?

–   Прежде всего, конечно, бросилось в глаза, как изменился Камерный театр. Это касается и внешнего вида здания, и интерьера, и труппы. Труппа мне понравилась, есть с кем работать.

– В Шахтах большой театр?

– Зал на 400 мест, есть малая сцена. В 2019 году Шахтинскому театру исполнилось 90 лет. Здание типовое, раньше в шахтёрских городах в таких зданиях располагались Дома культуры. Театральные здания архитектурно решаются немного иначе. Здание красивое, с расписными потолками и огромной театральной люстрой. Большая сцена оснащена поворотным кругом. Впрочем,  в театре главное дух, атмосфера. 

– А финансовая составляющая?

– Выручает партийная программа «Единой России», направленная на поддержку театров малых городов России. С помощью этой программы мы поменяли световое оборудование, отремонтировали сцену, приобрели новые станки для столярного цеха, оборудование для швейного цеха. Также благодаря этой программе «Единой России» осуществлена постановка многих спектаклей. 

– Сейчас в репертуаре многих театров в большинстве своём комедии.

– При выстраивании репертуарной политики мы стараемся всё-таки не забывать о том, что театр несет большую просветительскую функцию, накладывающую обязательства – сделать материал, который бы нёс не только отдых, но и работу душе зрителя. Хотя из любой пьесы можно сделать хороший спектакль. Этим славился Г.А. Товстоногов, например. Он был убеждён, что любую пьесу можно раскрыть, если ты правильно тянешь за ниточки…

– «Матушка Крапива» Виктора Ольшанского – заказ Смоленского Камерного театра. Но Вам ведь и раньше приходилось ставить пьесы этого драматурга.

– Мы познакомились с Виктором Иосифовичем ещё в Орловском ТЮЗе. Это первый профессиональный театр, куда нас с супругой пригласили после окончания института. Валентине, моей жене, сразу же предложили роль в пьесе «Маленькая принцесса». Ставил спектакль режиссёр из Москвы Геннадий Тулес. Ольшанский видел этот спектакль, мы познакомились. Так вышло, что один из первых спектаклей, поставленных мной в качестве режиссёра, был спектакль по пьесе Ольшанского «Тринадцатая звезда» в Камышинском театре. Ну а потом пьеса «Полина, Барин, Петух», которую первый раз я поставил в городе Шадринске Курганской области, в Смоленске он получил название «Простое средство», это Вы знаете. Короче, когда я сообщил, что приглашен  в Смоленск ставить «Матушку Крапиву», Виктор Иосифович очень обрадовался.

Остаётся добавить, что премьера новой сказки в Камерном прошла при полном зале, а также что автором сценографии и костюмов является художник Людмила Пономарёва. Музыкальное оформление Владислава Макарова. 

Взрослые зрители больше всех рукоплескали исполнительнице роли царской фрейлины по имени Шпрехендойч. Играет её актриса Анастасия Шендрик. Детям же, судя по количеству преподнесённых цветов, больше всех понравились добрые персонажи:  Матушка Крапива, Алёша, Гриб и младшая дочка Кикиморы – Болотница.

Светлана Романенко

Опубликовано в газете «Смоленские новости» 30 сентября

Уважаемые зрители!

По многочисленным просьбам,
13.11.22г. в 13:00 состоится спектакль
«Нелётная погода или брачный сезон у пингвинов».Будем очень рады видеть Вас!

13.11.22 спектакль
«Матушка-крапива» отменяется, по техническим причинам!

Приносим свои извинения!

Skip to content