Камерный театр

Такая грустная «Женитьба»

Scroll Down

Смоленский Камерный театр отметил Международный День театра удивительным спектаклем «Женитьба». Поставил его режиссёр Станислав Назиров в соавторстве со сценографом Светланой Архиповой.

В основе этой работы театра комедия Н.В. Гоголя. Собственно, и жанр спектакля обозначен его авторами так же. Но, как это бывает во все времена с бессмертными произведениями литературы, пьеса в очередной раз  воспротивилась. В результате мы увидели щемящую сердце трагикомедию о невозможности обретения счастья обычным человеком, чьи помыслы и мечты в силу приземлённости каждодневного бытия, не выходят за рамки привычной житейской суетности  и мелочности.

*На фото Подколесин – Артём Семяшев, Кочкарев – Никита Куманьков

Действительно, что же такое «счастье», о котором все говорят, но никто с ним ни разу не встречался? Даже деятельный, энергичный и не в меру инициативный друг главного героя Илья Фомич Кочкарёв (Никита Куманьков) – примерный семьянин и многодетный отец, цепляющийся за любую, пусть и призрачную возможность облагодетельствовать лучшего друга по своему пониманию. Тем более, что невеста Агафья Тихоновна Купердягина отвечает главному требованию уважающего себя жениха – она богата. В свою очередь Агафья Тихоновна (Илона Егорова) тоже ставит условие номинальному жениху: он непременно должен быть дворянского сословия. Что из того, что за ней стоят:  каменный(!) дом, два флигеля, огород и ещё кое-что по мелочи? Купеческой дочке хочется вырваться из плена своего сословия. Она мечтает быть принятой в «приличных» домах, блистать на великосветских балах. И внешностью жених не должен быть обделён. Причём, претензии её совершенно обоснованы. Это у Гоголя Агафья Тихоновна – дородная купеческая дочка в критическом для невесты возрасте (за 27 лет перевалило).

В спектакле Камерного театра она молода, изящна и красива. Этакий бриллиант, которому требуется достойная оправа в лице жениха дворянского роду-племени.

Что до главного героя спектакля Ивана Кузьмича Подколесина (Артём Семяшев), он также мечтает о невесте, правда, только во сне. Собственно, исключительно в этом состоянии Иван Кузьмич  и проводит свой досуг. Он инфантилен, ленив и апатичен ко всему, что не касается службы. Здесь у него всё в порядке – должность надворного советника, а впереди, возможно, кресло начальника Департамента. 

Герой Артёма Семяшева умом понимает, что неплохо было бы  достойную невесту найти для завершения образа благополучного человека, потому и снятся ему барышни в кокошниках. И чёрный фрак он себе справил, и лучшую ваксу для чистки башмаков приобрёл на всякий случай. Тем более что случай этот почти представился: сваха Фёкла Ивановна (Юлия Карпова) подыскала подходящую невесту. 

*Агафья Тихоновна – Илона Егорова, Кочкарев – Никита Куманьков, Арина Пантелеймоновна – Анастасия Хмелинина.

Есть повод примерить фрак и надраить ваксой штиблеты, но лень. Да и боязно кардинально менять жизнь. Подколесин Артёма Семяшева – постоянно сомневающийся и жутко неуверенный в себе человек. 

Не ходить бы ему в женихах, если бы не деятельный, вечно куда-то спешащий друг Кочкарёв. Собственно, эта его вечная спешка в конце концови расстроила свадьбу Подколесина. Пока Илья Фомич определялся с венчанием и праздничным ужином, сомневающийся Иван Кузьмич сбежал через окно от неумолимо надвигающегося семейного счастья. И вот тогда-то мы впервые увидели растерянного Кочкарёва. Все его титанические усилия пошли прахом, он словно обухом по голове ударен, и милое пришепётывание (артист сам придумал эту деталь характеристики образа своего героя) пошло вперемежку с заиканием от негодования и обиды. 

Всё-таки удивительный он артист, Никита Куманьков – яркий, тонкий, психологическиточный и невероятно органичный в передаче внутреннего состояния своих героев. Вот и  его Кочкарёв – предсказуемый стержень спектакля,   центр событий, двигатель всего, что происходит на сцене. 

Женихи (слева направо): артисты Виталий Брянский, Олег Марковкин, Денис Овчинников, Александр Иванов

А происходит там много чего интересного и, в первую очередь, парад женихов, окрылённых несбыточными мечтами. Они садятся фронтально, лицом к зрителю и ещё до предстоящей встречи с Агафьей Тихоновной озвучивают своё видение подходящей невесты. Минимализм сценографии усиливает образные характеристики персонажей и потому восхищает точное решение сценического оформления спектакля: диван в квартире Подколесина и просто стулья по количеству претендентов в доме Агафьи Тихоновны. Правда, динамике действия во многом способствует второй ярус сцены, на котором периодически появляется женщина-мечта Подколесина (Нина Полякова). 

России, главному художнику Камерного театра Николая Агафонову. Эта двухэтажность помогает зрителям правильно считывать смысловые нагрузки спектакля, артистам – акцентировать их внимание на индивидуальных особенностях персонажей, а режиссёру-постановщику создавать целостную картину происходящего, где мизансцены графически точно сменяют друг друга. 

И как результат – удивительное действо о невозможности счастья, которого просто не бывает. Есть дни – удачные и неудачные, случаются мечты, которые со временем исчезнут, словно туманная дымка.  Есть  жизнь, которую каждый проживает, как умеет. Завершается  «Женитьба»  в Камерном сводным хором всех героев спектакля. Они исполняют печальную песенку «Лютики-цветочки» Бориса Чайковского, а в зале зритель (в моём  лице) от избытка чувств проливает слёзы, спровоцированные встречей с истинным Театром.  

Автор: Лариса Русова

Фото: Алексея Курцева

Уважаемые зрители!

По техническим причинам 30.03.2022 вместо спектакля «Пьяные» будет спектакль «Женитьба»

Приносим свои извинения.

Skip to content