В Смоленском Камерном театре новый главный режиссёр. Им стал Пётр Гарриевич Орлов – опытный мастер, окончивший в 1987 году Высшее театральное училище им. Б.В. Щукина, ученик народного артиста СССР Евгения Рубеновича Симонова.
Пётр Орлов был главным режиссёром в Архангельске, Кинешме, Театра на Перовской в Москве. Поставил более 100 спектаклей по пьесам А.Н. Островского, М.А. Булгакова, А.М. Володина и других драматургов в театрах Москвы, Тамбова, Рыбинска, Челябинска, Владимира, Хабаровска, Пензы, Калуги, Липецка, Новочеркасска.
Первым его спектаклем в Смоленском Камерном театре является комедия «Женитьба Бальзаминова», драматургической основой которой стали все три пьесы А.Н. Островского о Бальзаминове. Премьера состоялась в канун Нового года, тогда же Пётр Орлов был представлен коллективу театра и зрителям как главный режиссёр.
Актёры открыты для творчества
Наш разговор с Петром Орловым начался с оценки творческого потенциала артистов Смоленского Камерного.
– Труппа, на мой взгляд, в сегодняшнем её состоянии очень перспективна. Живой коллектив, открытый для творческой работы. Далеко не в каждом театре такое встретишь. Большие театры в последнее время зачастую пребывают в заметной стагнации.
– Насколько можно судить по Вашему спектаклю «Последняя жертва» в Новочеркасске о Донском театре драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской, театре с историей, основанном чуть ли не в первой половине позапрошлого столетия, этого не скажешь… Потрясающий спектакль и замечательные актёры!..
– Я же не сказал, что все старые театры находятся в стагнации… А «Последняя жертва», действительно, удача. В прошлом году «Последняя жертва» удостоена приза «Лучший спектакль» на международном фестивале «Комплимент» в Новочеркасске, была высоко оценена таким известным специалистом по Островскому, как доктор искусствоведения Нина Алексеевна Шалимова. Критики Нина Шалимова и Ольга Сенаторова рекомендовали этот спектакль на фестиваль «О любви» в Рязань, а также для показа в Губернском театре в Москве.
Не прошло и двух столетий
– Пётр Гарриевич, Вы часто обращаетесь к пьесам Островского. За что Вы любите этого драматурга?
– В своё время я работал главным режиссёром в Кинешемском драматическом театре. Это один из старейших театров провинциальной России. В Кинешемском уезде располагалось имение Островского Щелыково, где, как известно, драматург проводил очень много времени и где сейчас его музей и Дом творчества Союза театральных деятелей России. Выросший в конце XIX века из музыкально-драматического кружка театр в Кинешме со дня своего создания носит имя А.Н. Островского. Надо сказать, Александр Николаевич оказал такое влияние на культурную среду, вообще на жизнь этого города, что кинешемцы и сейчас – предложи им список из самых заманчивых названий – предпочтут пойти на спектакль по пьесе Островского.
– Знаменитый «Лес», который на фестивале «Дни Островского в Костроме» получил приз «За режиссёрскую изобретательность», Вы поставили в Кинешме?
– Нет, это в Архангельском театре. До сих пор критики вспоминают. Хороший получился спектакль!
За что я люблю Островского? Прежде всего за то, что вот уже почти 200 лет всё, что он написал, остаётся актуальным. Возьмите «Грозу», разве там не про сегодняшний день? Или, скажем, «Волки и овцы»… Я поставил эту пьесу в Рыбинском театре. И спектакль по личному приглашению Юрия Мефодьевича Соломина дважды побывал в Малом театре на фестивале «Островский в Доме Островского»!
– А как Вы относитесь к осовремениванию классики?
– Это когда Островского играют в кроссовках? Подобное для меня абсолютно неприемлемо, как любая гонка за толпой и модными течениями. Раз ты всех переодел в джинсы и кроссовки, у тебя звучит популярная рок-музыка, сядь и напиши новую пьесу… Свою! При чём тут Чехов или Островский? Я за то, чтобы спектакли были разноплановые и непохожие один на другой, но всегда – понятные и интересные зрителю. И ещё хочется, чтобы на сцене Смоленского Камерного театре были всё-таки образцы художественного вкуса. В частности, не хотелось бы впускать в репертуар «чернуху». В то же время я за поддержку любого творческого порыва!
– То есть эксперименту в Камерном театре по-прежнему будет оказываться всяческое содействие?
– Театр – это всегда эксперимент. Я читаю пьесу и пытаюсь воплотить на сцене то, как я её понимаю и воспринимаю. И в то же время эксперимент эксперименту рознь. Если имеется в виду так называемая «новая драма» и та стилистика, в которой сегодня работают многие театры, на то существуют творческие лаборатории. Возможно, со временем и мы учредим при нашем театре и лабораторию драматургов, и лабораторию молодой режиссуры. А вообще для экспериментов разумно было бы использовать площадку Дома актёра, например. Другие сценические площадки города. Наверняка они есть. К слову, в 80-е годы в основном экспериментировали в подвалах…
А для обычных зрителей театр должен быть понятный, умный, театр, который хватает за сердце, очищает, заставляет плакать и смеяться.
– И последнее, Пётр Гарриевич. Как Вы относитесь к тому, чтобы в репертуаре театра был спектакль или даже спектакли на смоленскую тему? О зодчем Фёдоре Коне, создателе Смоленской стены, например, о Гагарине, о Михаиле Ивановиче Глинке?
– Своя тема мне кажется очень важной. Если есть такой материал, с интересом с ним ознакомился бы.
– Спасибо за этот разговор. Желаю процветания Смоленскому Камерному и побед на театральных фестивалях.
– Спасибо Вам.
Светлана Романенко
«Смоленская газета», 15 февраля 2023 года