Камерный театр

«Женитьба Бальзаминова» в постановке Смоленского камерного театра

Scroll Down

Трилогия А.Н Островского о небогатом женихе Бальзаминове всегда пользовалась успехом у публики: она ставилась и в девятнадцатом веке, и в двадцатом… Но особо счастливая  судьба и новый всплеск успеха  настигли этотнезамысловатый  сюжет через полтора столетия после его создания. 

Причина, конечно, в том,  что  брак из выгоды опять  воспринимается как правильный и естественный;  эта тема   обсуждается  даже более откровенно чем в веке девятнадцатом.  Устройство собственной жизни таким образом, «чтобы ничего не делать, а все иметь» стало чрезвычайно популярно, о нем мечтают многие. Вероятно, это главная причина того, что в последнее двадцатилетие  выученный зрителем наизусть  текст продолжает  привлекать внимание  –  пьеса ставится часто.

Смоленский Камерный театр  не побоялся обратиться к известному сюжету. Решение это в целом понятное и вызывает уважение:  в трилогии действуют оригинальные и могущие быть по-разному интерпретированными персонажи. Сама идея тоже подвижна…

Разумеется, Камерный театр оригинален в постановке пьесы. Лубочная привлекательность старого замоскворецкого быта отсутствует в спектакле. Внешняя канва сюжета строится на метафоре «кругом собаки,  покоя не дают, они грубые, лают, гонят отовсюду». Эта жалоба затюканного бедностью Миши Бальзаминоваи в пьесе Островского не раз повторяется. В спектакле Смоленского Камерного театраона ставится в центр, что  придает зрелищу особый колорит.  «Собаки» –   одетые в потертые и разлохмаченные серые меха артисты –  играют прекрасно и создают фон спектакля на всем его протяжении. 

«Бедная комната» (так в авторской ремарке) в доме Бальзаминовой в этом спектакле действительно очень бедная: преобладают серые, мрачные  тона. И только Миша (актер Никита Куманьков) разъезжает по сцене в завидной белоснежной постели, что подчеркивает основные его черты: лень и мечтательность. 

А.Н. Островский «Женитьба Бальзаминова». Чебаков – Виталий Игнатенко. Бальзаминов – Никита Куманьков.

Сны-мечты Бальзаминова даются зримо, они оформлены в самостоятельные сцены. Они рисуют жизнь яркую – заграничную или, в крайнем случае, генеральскую. Быт же Бальзаминовых (кроме пышной постели) подчеркнуто убог.  Собственно, Бальзаминов в исполнении Никиты Куманькова  в какие-то отдельные моменты заставляет вспомнить  гоголевского Башмачкина. Оба они живущие в бедности мечтатели, ищущие жизни более яркой.  У того мечта о Шинели, которая изменит жизнь полностью. У этого – о Богатой Жене. А сами герои слабые,  обижаемые, не способные за себя постоять. Но на этом сходство, пожалуй, кончается: Акакий Акакиевич –  вечный  труженик, достигший в своем маленьком деле (переписке бумаг) совершенства, жизнь испытывает его, из сочувствующих у него только Шинель; Миша – инфантильный, избалованный матерью лентяй, наивно мечтающий о легкой жизни. Кроме матери,  есть у него и другие «сочувственники»:  Матрена, сваха Акулина Гавриловна.

Из пышной белой постели Миша извлекает сны и верит в них, верит в свое будущее счастье. Поскольку он не самостоятелен и  абсолютно ни на что в реальной жизни не способен, и он, и его окружение связывают все надежды с выгодным браком. Самому молодому человеку такой путь представляется не только естественным, но и единственно правильным,  и даже обязательным («нужно издать указ, чтобы богатые женились на бедных, а бедные на богатых», – рассуждает он о справедливом переустройстве мира). Мысль  о возможности самостоятельного действия даже не приходит в голову никому: Миша охотно соглашается  с тем, что он глуп и  не способен ничего делать – он может только мечтать, в этом  его отрада. 

И все эти великие мечты с отсылками к страстной любви (Бальзаминов – персонаж«Кармен») и героизму, а точнее,  власти (Бальзаминов – генерал) вписываются в нищую почву даже не чиновничьего Замоскворчья, а просто затурканного бытом и ленью необразованного  московского мещанства, оставляя из всего антуража рисуемой в мечтах красивой жизни лишь материальную обеспеченность. А там хоть трава не расти. 

Однако герой Островского вызывает не столько осуждение, сколько жалость и сочувствие. А все потому, что уж больно наивен и зла не имеет. Беззлобность, неумение(и нежелание) ответить на обиды и насмешки – не менее, чем лень, важны для понимания Миши.  При всей  скудости помыслов  Бальзаминов рядом с пробивным и деятельным Чебаковым (актер Виталий Игнатенко),  представляется почти нравственным человеком. Он ленив, но не подл в своих мечтах и действиях. Откровенно гротескна завершающая спектакль сцена: Бальзаминов то ли случайно, с помощью ушлой свахи (актриса Полина Силина), находит свое сказочное счастье, то ли гибнет окончательно. А может это одно и то же? Мать Миши Павла Петровна (актриса Надежда Трапезникова) скорбно-торжественно ходит вокруг действа с наконец-то пригодившейся иконой (она у нее с первого еще действия постоянно в руках) и благословляет, благословляет…. Вот и конец – делу венец. Смешная история со счастливым осуществлением помыслов героя (женитьба на богатой!), как и в пьесе Островского, приобретает двойственное значение. Причем, в спектакле Камерного театра намек на гибель вполне очевиден.

В целом спектакль оригинален  и способен вызвать интерес зрителя. В постановке Смоленского Камерного театра обращают на себя внимание несколько иначе, чем в других постановках этой пьесы,  расставленные акценты (подчеркнуты убожество мещанского быта, наивность Бальзаминова, гибельность его «счастливого» брака). Некоторые детали постановки приобретают значение символов.  Например, то, мать Бальзаминова в прекрасном исполнении Надежды Трапезниковаой мечтает о его выгодной женитьбе не меньше него,  проявляетсяне только в тексте (обсуждении снов), но и том, что она постоянно носит с собой икону –  в ожидании долгожданного брака,  чтобы благословить молодых. Разрешается же конфликт двойственно: то ли свадьбой, то ли похоронами. И икона в руках матери теперь орудие то ли благословения на брак, то ли проводов в иной мир. Особые акценты отличают и  образ Чебакова  – Чебаков показан так, чтобы  ярче высветить качества главного героя. Деятельный и умный Чебаков в отличие от ленивого и глупого Миши – негодяй. Вообще, в этом спектакле  драматизм личности Бальзаминова усилен: он юн, не умеет постоять за себя  и не доволен своей жизнью: его все обижают, даже собаки.  Спектакль получился гуманистический – о  скудости мещанской жизни, о маленьком человеке, лишенном духовного развития.

Людмила Горелик, доктор филологических наук

«Рабочий путь», 1 марта 2023 года

Уважаемые зрители!

Спектакли «Встречи» (17.04.24г, в 15:00)
и «Портрет» (25.04.24г, в 19:00)
отменяются по техническим причинам.

Приносим свои извинения.


Skip to content