Трилогия А.Н Островского о небогатом женихе Бальзаминове всегда пользовалась успехом у публики: она ставилась и в девятнадцатом веке, и в двадцатом… Но особо счастливая судьба и новый всплеск успеха настигли этотнезамысловатый сюжет через полтора столетия после его создания.
Причина, конечно, в том, что брак из выгоды опять воспринимается как правильный и естественный; эта тема обсуждается даже более откровенно чем в веке девятнадцатом. Устройство собственной жизни таким образом, «чтобы ничего не делать, а все иметь» стало чрезвычайно популярно, о нем мечтают многие. Вероятно, это главная причина того, что в последнее двадцатилетие выученный зрителем наизусть текст продолжает привлекать внимание – пьеса ставится часто.
Смоленский Камерный театр не побоялся обратиться к известному сюжету. Решение это в целом понятное и вызывает уважение: в трилогии действуют оригинальные и могущие быть по-разному интерпретированными персонажи. Сама идея тоже подвижна…
Разумеется, Камерный театр оригинален в постановке пьесы. Лубочная привлекательность старого замоскворецкого быта отсутствует в спектакле. Внешняя канва сюжета строится на метафоре «кругом собаки, покоя не дают, они грубые, лают, гонят отовсюду». Эта жалоба затюканного бедностью Миши Бальзаминоваи в пьесе Островского не раз повторяется. В спектакле Смоленского Камерного театраона ставится в центр, что придает зрелищу особый колорит. «Собаки» – одетые в потертые и разлохмаченные серые меха артисты – играют прекрасно и создают фон спектакля на всем его протяжении.
«Бедная комната» (так в авторской ремарке) в доме Бальзаминовой в этом спектакле действительно очень бедная: преобладают серые, мрачные тона. И только Миша (актер Никита Куманьков) разъезжает по сцене в завидной белоснежной постели, что подчеркивает основные его черты: лень и мечтательность.

Сны-мечты Бальзаминова даются зримо, они оформлены в самостоятельные сцены. Они рисуют жизнь яркую – заграничную или, в крайнем случае, генеральскую. Быт же Бальзаминовых (кроме пышной постели) подчеркнуто убог. Собственно, Бальзаминов в исполнении Никиты Куманькова в какие-то отдельные моменты заставляет вспомнить гоголевского Башмачкина. Оба они живущие в бедности мечтатели, ищущие жизни более яркой. У того мечта о Шинели, которая изменит жизнь полностью. У этого – о Богатой Жене. А сами герои слабые, обижаемые, не способные за себя постоять. Но на этом сходство, пожалуй, кончается: Акакий Акакиевич – вечный труженик, достигший в своем маленьком деле (переписке бумаг) совершенства, жизнь испытывает его, из сочувствующих у него только Шинель; Миша – инфантильный, избалованный матерью лентяй, наивно мечтающий о легкой жизни. Кроме матери, есть у него и другие «сочувственники»: Матрена, сваха Акулина Гавриловна.
Из пышной белой постели Миша извлекает сны и верит в них, верит в свое будущее счастье. Поскольку он не самостоятелен и абсолютно ни на что в реальной жизни не способен, и он, и его окружение связывают все надежды с выгодным браком. Самому молодому человеку такой путь представляется не только естественным, но и единственно правильным, и даже обязательным («нужно издать указ, чтобы богатые женились на бедных, а бедные на богатых», – рассуждает он о справедливом переустройстве мира). Мысль о возможности самостоятельного действия даже не приходит в голову никому: Миша охотно соглашается с тем, что он глуп и не способен ничего делать – он может только мечтать, в этом его отрада.
И все эти великие мечты с отсылками к страстной любви (Бальзаминов – персонаж«Кармен») и героизму, а точнее, власти (Бальзаминов – генерал) вписываются в нищую почву даже не чиновничьего Замоскворчья, а просто затурканного бытом и ленью необразованного московского мещанства, оставляя из всего антуража рисуемой в мечтах красивой жизни лишь материальную обеспеченность. А там хоть трава не расти.
Однако герой Островского вызывает не столько осуждение, сколько жалость и сочувствие. А все потому, что уж больно наивен и зла не имеет. Беззлобность, неумение(и нежелание) ответить на обиды и насмешки – не менее, чем лень, важны для понимания Миши. При всей скудости помыслов Бальзаминов рядом с пробивным и деятельным Чебаковым (актер Виталий Игнатенко), представляется почти нравственным человеком. Он ленив, но не подл в своих мечтах и действиях. Откровенно гротескна завершающая спектакль сцена: Бальзаминов то ли случайно, с помощью ушлой свахи (актриса Полина Силина), находит свое сказочное счастье, то ли гибнет окончательно. А может это одно и то же? Мать Миши Павла Петровна (актриса Надежда Трапезникова) скорбно-торжественно ходит вокруг действа с наконец-то пригодившейся иконой (она у нее с первого еще действия постоянно в руках) и благословляет, благословляет…. Вот и конец – делу венец. Смешная история со счастливым осуществлением помыслов героя (женитьба на богатой!), как и в пьесе Островского, приобретает двойственное значение. Причем, в спектакле Камерного театра намек на гибель вполне очевиден.
В целом спектакль оригинален и способен вызвать интерес зрителя. В постановке Смоленского Камерного театра обращают на себя внимание несколько иначе, чем в других постановках этой пьесы, расставленные акценты (подчеркнуты убожество мещанского быта, наивность Бальзаминова, гибельность его «счастливого» брака). Некоторые детали постановки приобретают значение символов. Например, то, мать Бальзаминова в прекрасном исполнении Надежды Трапезниковаой мечтает о его выгодной женитьбе не меньше него, проявляетсяне только в тексте (обсуждении снов), но и том, что она постоянно носит с собой икону – в ожидании долгожданного брака, чтобы благословить молодых. Разрешается же конфликт двойственно: то ли свадьбой, то ли похоронами. И икона в руках матери теперь орудие то ли благословения на брак, то ли проводов в иной мир. Особые акценты отличают и образ Чебакова – Чебаков показан так, чтобы ярче высветить качества главного героя. Деятельный и умный Чебаков в отличие от ленивого и глупого Миши – негодяй. Вообще, в этом спектакле драматизм личности Бальзаминова усилен: он юн, не умеет постоять за себя и не доволен своей жизнью: его все обижают, даже собаки. Спектакль получился гуманистический – о скудости мещанской жизни, о маленьком человеке, лишенном духовного развития.
Людмила Горелик, доктор филологических наук
«Рабочий путь», 1 марта 2023 года
Уважаемые зрители!
Согласно правилам посещения театра, проход в зрительный зал после третьего звонка категорически запрещен.
Напоминаем о том, что администратор имеет право не пустить опоздавших в зал после третьего звонка.
Убедительно просим Вас не опаздывать к началу спектаклей.
С уважением администрация театра.