Камерный театр

Как в Смоленске строили «Особняк на Рублевке»

Scroll Down

7 сентября в Смоленском Камерном театре состоялась премьера спектакля «Особняк на Рублевке», который поставил по пьесе Юрия Полякова народный артист России Всеволод Шиловский. Как рождался спектакль, приуроченный к началу XVI Международного кинофестиваля актеров-режиссеров «Золотой Феникс» и открывший 35-юбилейный сезон молодого театра, рассказывают директор СКТ Оксана Неклюдова, Всеволод Шиловский, драматург Юрий Поляков и артисты театральной труппы.

Всеволод Шиловский: «Я увидел… игрушку»

– Всеволод Николаевич, как вы оказались в СКТ?

– Чисто случайно. По своему недомыслию не знал, что существует Камерный театр, пока в моей биографии не возникла очаровательная женщина – Оксана Неклюдова, которая позвонила с предложением посмотреть театр. Я ответил: «С удовольствием!»

Я увидел… игрушку. В своей жизни мне довелось видеть много театров, начиная с Австралии и Америки, Франции, Германии и Англии, не считая подмостки Советского Союза. Но Камерный – это что-то! Сцена, акустика, труппа, умение руководить коллективом, создающее эту необыкновенную атмосферу!

Я был покорен, но о постановке спектакля в Смоленске не думал. Был чист, как лист бумаги. И вдруг Оксана Александровна неожиданно задала вопрос прямо в лоб: «Может случиться такое, что вы захотите поставить у нас спектакль?» Удивился, конечно: «А где же я время найду?» Времени и вправду не было: я только что закончил создавать свой театр. Юрий Поляков – свидетель и участник рождения театра Всеволода Шиловского аккурат к моему 85-летию. И в этот момент неожиданно понял: «Почему бы не дать своим актерам возможность передохнуть? Они же вкалывают, как шахтеры!»

Август свободный, а отдыхать я не умею. Всю жизнь живу без отпуска, вот и предложил организовать репетиции в конце лета. Встретился с художницей Светланой Архиповой, она в сжатые сроки сделала эскизы и прислала их мне. Я был поражен! Мне казалось, что мои рекомендации будет очень трудно воплотить в жизнь. Однако все замыслы были реализованы, вот какой это громадный театральный художник – Архипова.

Посмотрел несколько спектаклей Камерного театра и убедился, насколько профессиональна его труппа, обладающая большим потенциалом для дальнейшей работы.

Врать и приспосабливаться я не научился. Сказал: «Да, но только при одном условии: будем работать быстро. По-другому я не умею. Привык стремительно записывать на сцене или экране свои мысли, не разжевывая их. Никаких читок и застольных тренингов!»

Так всегда было принято во МХАТе: встать на ноги и сразу создать постановку – метод, который крепко-накрепко запоминается в мышечной памяти артистов, в одно касание чувствующих режиссерский замысел.

Я не ошибся: замечательные артисты Камерного театра сделали именно то, что мне хотелось увидеть на сцене. Очень рад, что моя постановка понравилась зрителю. Смоленск отличается высокой внутренней культурой, к сожалению, утраченной во многих городах. Ни один человек не вышел из зала, аплодисменты, переходящие в овацию…

В наше циничное время, когда искусство обескровлено, а кинематограф разрушен, ощущать эти трогательные секунды – праздник!

Оксана Неклюдова: «Работать с Шиловским в кайф»

– Мысль о создании спектакля с Всеволодом Шиловским в СКТ возникла три года назад, – призналась директор Смоленского Камерного театра Оксана Неклюдова. – Я подумала: у нас в городе проходит роскошный кинофестиваль, приезжают уникальные люди, но театр почему-то никогда не взаимодействовал с ними. Почему бы не найти с Всеволодом Николаевичем общие точки соприкосновения?

Захотелось, чтобы в Камерном театре появилась школа, которую воплощает в себе Шиловский, великая школа МХАТ, которую он пронес через всю свою жизнь. Всеволод Николаевич – легенда российского кино и русского театра. С ним настолько легко общаться! У него нет никакой звездной болезни, он не капризен. Пунктуальный, воспитанный в лучших традициях русской психологической драмы, работать с ним – удовольствие!

Он приходил к десяти утра, и вся наша труппа уже ждала его на ступеньках театра. Актеры встречали Шиловского аплодисментами!

Ни один режиссер не работает так, как он. Даже когда Шиловский делает замечание актерам, он обволакивает их своим вниманием, своей режиссурой и словом! Несется на репетицию, не чувствуя ступенек! Парит над сценой, практически не касаясь пола!

За месяц сотрудничества с Всеволодом Николаевичем я лишь дважды слышала в его голосе громкие ноты, когда он требовал, чтобы работа была выполнена актерами так, как хочется ему. Была невероятно удивлена, когда Шиловский сказал, что застольного периода не будет. Завтра – репетиция, и труппа на все сто процентов должна знать текст: «Поймите, я не могу долго сидеть на кресле. У меня таланта мало». Каково это, услышать подобное признание от народного артиста, который создал множество фильмов, переиграл всю русскую и советскую классику и воплотил на экране и сцене столько ярких образов?!

Я очень боялась, что нам не хватит актеров. Пришлось отозвать артистов из отпусков, чтобы они смогли сыграть в спектакле Всеволода Николаевича.

Постановка стремительно двигалась к завершению. Ускорить работу цехов в летний период – это колоссальный труд. Но мы справились!

Предложили мастеру сцены пять вариантов декораций, каждый – уникален! Шиловский выбрал вариант, про который сказал: «Никакие декорации, даже самые лучшие, не должны съедать труппу!»

Я счастлива, что есть люди, с которыми работать в кайф.

– Как в жизни Камерного театра возник Юрий Поляков?

– Мы всегда отталкиваемся от творческих пожеланий режиссера. Предложение поставить «Особняк на Рублевке» поступило от Всеволода Шиловского, который восхищен сотрудничеством с Юрием Михайловичем.

Для театра большая честь, что Юрий Михайлович приехал в Смоленск на премьеру, а это бывает крайне редко.

Я не ожидала, что тема 90-х окажется настолько актуальной для молодежи, ведь СССР – это же вообще не их история! Молодой зритель отреагировал на постановку сильней, чем взрослый.

Юрий Поляков: «Творческий тандем с Всеволодом Шиловским – это большая удача»                 

– Для драматурга важно, когда его пьеса становится спектаклем, потому что драматургия, в отличие от прозы и поэзии, представляет собой несамостоятельный жанр, – говорит Юрий Поляков. – Пьеса – лишь повод для создания синтетического произведения. Конечно же, любая постановка, выполненная Всеволодом Шиловским, повод для гордости. Я получил громадное удовольствие от увиденного на сцене Камерного театра.

О чем сожалею? В силу занятости я не смог посмотреть, как моего Петра Лукича играет Андрей Аббасов. Надеюсь, что когда-нибудь приеду в Смоленск и увижу работу этого замечательного артиста. На мой взгляд, спектакль удался. Считаю большой удачей творческий тандем с Всеволодом Николаевичем. Как режиссер классической школы, он понимает, что в драматическом театре главным является слово.

Петр Лукич и все-все-все!

– Мы столкнулись с проблемой выбора артиста на роль главного героя, – вспоминает Оксана Неклюдова. – Петр Лукич – возрастной, и такого мастера сцены у нас в труппе нет. Ситуацию спас Шиловский, остановившись на Андрее Аббасове.

Аббасов работает в нашем театре уже седьмой сезон, у него несколько потрясающих работ, и мы очень дорожим ими. Андрей ни на кого не похож. У него прекрасная театральная школа, есть и второе образование – режиссура. Две прекрасных детских постановки «Айболит» и «Колобок» – подарок Андрея Камерному театру.

Жанр «Колобка» можно определить как смоленскую этнографическую сказку. Наш смоленский колобок особенный! Этномузыколог Наталья Николаевна Рогачева, заведующая музыкальной частью, десять лет записывала эту сказку в 2000 году в Шумячах усмоленской бабушки – сказительницы Валентины Васильевны Филькиной (1924 года рождения).  Валентина Васильевна пропевала не рязанские и калужские напевы, а наши, смоленские!

Андрей Аббасов обрамил это фольклорное сокровище, как режиссер. Получился поучительный и очень добрый этнографический сказ.

Мы показали нашу сказку на Международном театральном фестивале в Новошахтинске «Поговорим о любви…» и получили приз зрительских симпатий. Специальной наградой отметили и главного героя, Колобка – Сашу Иванова.

«Выстарить» Аббасова под Барабаша было очень сложно. Как сделать из 50-летнего, полного сил мужчины внутренне умудренного, прошедшего войны человека, которому 90 с хвостиком лет? Мы не знали, что делать с нашим красивым и молодым Андреем! Попросили отрастить бороду, сделали «седину». Результат превзошел все ожидания! Артист сидел на скамеечке в образе, и я его не узнала. Но не только я, его даже жена не опознала! Прошла мимо.

Андрей Аббасов (Петр Лукич Барабаш – мощный старик со Звездой Героя Социалистического Труда на душегрейке): «В советское время я был очень идейным мальчиком, мне очень близко все лучшее, что было в СССР. Очень рад, что мы наконец-то перестали ругать Советский Союз, взяв ориентир на передовой опыт, накопленный за годы советской власти. В этом и заключается сверхзадача моей роли. По характеру я очень темпераментный, а Шиловский как раз говорил, что у Петра Лукича должен быть темперамент молодого. Но нужно его загнать… внутрь. Буду над этим работать. Мне есть, куда стремиться! А пока у меня все одной красочкой прописано».     

– Андрей очень талантлив, – не скрывает Всеволод Шиловский. – Хваткий, с замечательной внутренней культурой. Ему не важно КАК, а важно ЧТО. Когда ты создаешь образ человека, далекого от тебя по возрасту, по сложению ума и интеллекту, довольно сложно впрыгнуть в «шкуру» столь сложного персонажа. У Андрюши есть талант вгрызаться внутрь роли, и это самое дорогое, что может быть у артиста. Замечательная актерская работа! Просто ее нужно обкатать на зрителе. Настоящий спектакль созревает на 18 – 20 раз, именно тогда происходит потрясающий взрыв!

Александра Хрусталева (сиделка Барабаша, беженка из Луганска Оксана): «Когда я узнала, что сыграю с Всеволодом Николаевичем, мне стало страшно. С другой стороны, хотелось поскорее начать с ним работать. Шиловский сразу предупредил, что в жизни он теплый и ласковый, а на сцене может и накричать. Кричать на меня ему не пришлось: у нас произошел интересный коннект, партнерство было комфортным и легким.

После премьеры спектакля не выдержала, спросила у мастера, есть ли у него замечания. В ответ он… просто поцеловал меня в щеку!

Спасибо за прекрасный опыт! Теперь вся моя Воркута, откуда я родом, знает, что я работала с Шиловским».

В спектакле «Особняк на Рублевке» актер, музыкант и педагог СГИИ Виталий Игнатенкоиграет сына Петра Лукича Марлена Барабаша: «Всеволод Николаевич – современник Станиславского! Станиславский еще полтора месяца после рождения Шиловского на свете прожил! Едва ли не впервые в жизни, наблюдая за игрой Всеволода Николаевича, ощутил себя зрителем на сцене. Даже пришлось себя ущипнуть – роль, вернись!

В «Особняке на Рублевке» он помог нам с Андреем нащупать болевую точку. Оказывается, проблема есть, она существует! Актуальна! Самое главное, студенты правильно реагируют на сценическое действо, считывают смыслы.

Когда работаешь с Шиловским, и вправду чувствуешь себя ребенком. Сыном! Где-то я там напортачил, и Всеволод Николаевич мне признался: «Меня дважды так разочаровывали. Коля Караченцов и ты!» Представляете, меня «поколотил» сам Шиловский!

А потом, когда я прислушался к его рекомендациям, он во все услышанье заявил: «Артист родился! В десятку!»

Творческий заказ Юрию Полякову

– В следующем году Смоленщина и вся музыкальная Россия отметит юбилей Михаила Глинки, – делится планами Оксана Неклюдова. – Мы знаем, что ни один театр России не ставил спектакль о Глинке. Обычно ставят его оперы. Но, поскольку мы живем на смоленской земле, Гагарин и Глинка – для нас великие люди, и мы гордимся, что причастны к этим великим именам. Задача театра об этом говорить.

Театру необыкновенно повезло с драматургическим материалом. Случилась любопытная пьеса, представьте себе, смоленского автора. Состоялась читка, за режиссуру возьмется Петр Орлов. В преддверии работы над спектаклем артисты Камерного посетили всей труппой Новоспасское. Захотелось проникнуться атмосферой творчества, побывать на земле Глинки.

Признаюсь честно: мы очень хотели поставить спектакль о Юрии Гагарине. Есть пьеса хорошо известного автора – Нины Семеновой, провели читку этой пьесы. Но, к глубокому сожалению, мы не видим, что там играть. Пьеса прекрасная, а играть… нечего. Сплошная агитбригада!

Не скрою, когда автор пишет под театр и конкретного режиссера, это замечательно Камерный театр готов заказать пьесу Юрию Полякову!

Фото со странички сообщества СКТ в ВК.  

Автор: Анастасия Петракова

Уважаемые зрители!

19 ноября 2023, в 14:00 состоится премьера детского спектакля «Три поросенка».

Будем рады видеть вас!


Skip to content