Камерный театр

Надежда Трапезникова: «Смоленск для меня – большая удача»

Scroll Down

Актрису Надежду Трапезникову на сцене Смоленского Камерного театра я впервые увидела в 2004 году в спектакле по пьесе Ксении Драгунской «Все мальчишки – дураки!» режиссёра Галины Карбовничей. Это был яркий, динамичный спектакль, сказка-игра с множеством остроумных приёмов и неожиданных ассоциаций. Не случайно на областном театральном форуме «Долгопрудненская осень» в Подмосковье волею жюри приглашённый в качестве гостя фестиваля вне конкурса смоленский спектакль «Все мальчишки – дураки!» был удостоен Гран-при. В «Мальчишках» Трапезникова исполняла сразу несколько ролей.  Особенно мне запомнилась гротескная роль Грабительницы.

Прослужив в Смоленском Камерном театре всего два сезона, с 2004 по 2006 год, Надежда Трапезникова вернулась в  Пермь. А через десять лет вновь появилась на сцене Смоленского Камерного театра. 

Вот как об этом периоде своей творческой биографии вспоминает сама актриса: «После того, как я уехала из Смоленска  в 2006 году, к слову, на то были в основном чисто личные причины, я поехала в город Серов Свердловской области на границе Среднего и Северного Урала, сезон проработала в местном драматическом театре, затем вернулась на родину, в Пермь. Какое-то время  работала в антрепризе. Мне, конечно, хотелось в стационарный театр. Вернулась в Театр «У Моста», где работала до Смоленска, и снова ушла. В 2016 году случайно узнала, что Смоленскому Камерному требуются  актрисы моего возраста. Написала в театр, мне ответили.  А когда я увидела видеозапись спектакля Александры Ивановой «Шинель», тут уж  все мои сомнения исчезли. И вообще чем дальше, тем больше убеждаюсь, что Смоленск для меня – большая удача».

Уже в начале творческого сезона 2016-2017 гг. в репертуарном списке актрисы Трапезниковой появились такие  яркие роли, как Флоранс в комедии К. Людвига «Примадонны», Старая Шинель в пластическом спектакле «Шинель» по одноимённой повести Н.В. Гоголя,  Эухения в спектакле «Письма счастья, или Когда зацветут деревья» по пьесе А. Касоны «Деревья умирают стоя». Дар перевоплощения позволил актрисе сыграть сразу три острохарактерных  роли – Тёщу Воробьянинова, Мадам Грицацуеву и Гадалку – в спектакле «12 стульев» по роману И. Ильфа и Е. Петрова. За эти и другие творческие работы в 2017 году Надежда Трапезникова была удостоена награды «Актёр года» в общегородском конкурсе профессионального мастерства «Лучшие имена».

На сцене Надежда Трапезникова может быть до слёз трогательной, как Юродивая в «NeoДачниках», и уморительно смешной, как Маменька в «Женитьбе Бальзаминова», изысканно-красивой, как Хелен Синклер в «Талантах и покойниках», и до неузнаваемости безобразной, как Старуха-процентщица в «Снах Родиона Романовича» по Достоевскому.

20 ноября нынешнего года ведущая актриса Смоленского Камерного театра Надежда Трапезникова отмечает личный юбилей и 30-летие творческой деятельности. 

Сегодня Надежда Ювенальевна гость «Смоленской газеты».

– Надежда Ювенальевна, совсем недавно вместе с театром Вы побывали в Орле, где проходил IXМеждународный театральный фестиваль «Русская классика. А.Н. Островский», а также на гастролях в Великих Луках и Брянске. 

Что даёт лично Вам как актрисе участие в гастрольных поездках и театральных фестивалях?

– Гастроли и в особенности фестивали я воспринимаю как глоток свежего воздуха. В своё время с Пермским театром «У Моста» мы очень много ездили не только по нашей стране, бывали на театральных фестивалях в Польше, Чехии, Германии, на Украине, в странах Балтии. До сих пор одно из самых ярких воспоминаний  – фестиваль во Львове, где удалось мне посмотреть «Короля Лира» Роберта Стуруа, причём спектакль шёл на грузинском, но я этого даже не заметила, настолько захватило происходящее на сцене. Незабываемое впечатление произвел на меня спектакль Киевского имени Леси Украинки, в ту пору ещё русского драматического театра с участием народного артиста СССР Богдана Ступки. Это был исторический спектакль, на который собрали полный зал школьников. Гул стоял такой, что я подумала: надо уходить, вряд ли удастся что-нибудь расслышать, тем более  что места у нас, гостей, были бесплатные –  на самом верху. Вышел Богдан Ступка, он должен был начинать спектакль. И вот он молча стоит, выражения его глаз  издалека не было видно, казалось бы,  ничего не делает, но буквально в считанные минуты   в зале вдруг устанавливается абсолютная тишина, как ещё говорят, звенящая. И начинается спектакль. Такое не забудешь! Увидишь такого артиста и понимаешь, сколько тебе ещё нужно расти, чтобы хоть на шаг приблизиться к уровню настоящего мастерства…   Поэтому, конечно, фестивали – это очень хорошо, особенно если удаётся увидеть не один спектакль, а хотя бы несколько. В Орле, к сожалению, нам не пришлось посмотреть спектакли, которые получили главные награды. Это «На всякого мудреца довольно простоты» Орловского театра им. И.С. Тургенева, признанный лучшим спектаклем фестиваля,  «Доходное место» в постановке Дмитрия Астрахана (Владимирский государственный академический театр), удостоенный  диплома «За лучшую режиссуру», или спектакль Липецкого театра… То, что мы увидели – «Горячее сердце» театра из Сергиева Посада, – на меня, признаться, особого впечатления не произвело. 

Русский театр ведь чем ценен? У каждого хорошего спектакля, образно говоря, есть душа. И вот эта самая душа, эти заложенные в пьесе смыслы, если они правильно разгаданы, они не только на следующие сутки, они долгое время в тебе звучат, не отпускают. 

– Роль  Маменьки в «Женитьбе Бальзаминова» трудно далась? Некоторых смущает то, что Павла Петровна ходит с иконой, которая так похожа на настоящую… Мысль авторов спектакля понятна: мать хочет пристроить непутевого своего Мишу. Она понимает, что умри она завтра – и Миша пропадёт, потому что совершенно к жизни не приспособлен, наивен, а главное – не талантлив. Вот она и не отпускает от себя икону, моля за сына Богородицу и каждую минуту готовясь его благословить.

– Как верующего человека меня такое обращение с иконой, пусть она и не настоящая, конечно же, беспокоит. Как говорится, «душа не на месте». Во время репетиций мы это обсуждали с режиссёром. Но постановщик спектакля – главный режиссёр нашего театр Пётр Гарриевич Орлов –  успокаивает, приводя пример из той же пьесы о Бальзаминове. Там ведь как: вроде бы все молятся,  все православные, а чуть ковырни – и побежали к ворожее … И всегда у нас так, в России. Всё в кучу: и религиозность, и язычество.

– Ваши героини, во всяком случае, в последних спектаклях Камерного театра, все очень разные и по социальному статусу, и по внешности, и по характеру. Роли помогают Вам найти ответы на какие-то свои вопросы?

–  Ответы на многие свои вопросы я нахожу скорее благодаря жизненному опыту, который поднакопился просто уже в силу возраста, когда ко многому начинаешь относиться  более спокойно. У меня скорее наоборот получается, в частности, спектакле «О.Н.А», в котором я играю в Доме актёра. Это своего рода verbatim, как теперь модно. Драматургический материал  – откровения женщин во время разговора с психотерапевтом. Там я как бы в некотором отстранении от себя самой рассказываю, как было со мной. В реальной жизни.

А роли мне чаще всего доставались острохарактерные: свахи, тётки, мамки. Когда в Перми работала в театре «У Моста», в основном именно такие роли и приходилось играть. Какие уж тут ответы! Правда,  Смоленский Камерный для меня, можно сказать, подарок судьбы. Как актриса я здесь многое открыла в себе благодаря тому, что мне доверяют роли,  которые я едва ли получила бы  у Сергея Павловича Федотова в его знаменитом Театре.

–  Вы имеете в виду звезду Бродвея Хелен Синклер в «Талантах и покойниках», Синьору Капулетти в «Чуме на оба ваши дома» и другие главные роди? 

А эксперимент, когда Хелен приходилось играть в очередь со столичными  знаменитостями Анной Ардовой или Ликой Руллой, интересным для Вас оказался?

– Разные спектакли получались в зависимости от того, кто играет.  О себе скажу: очень полезно со стороны посмотреть на свою роль, что-то совершенно новое открывается в персонаже. А что касается приглашения медийных лиц – это ведь и для рекламы хорошо.

Мне роль Хелен сразу понравилась. Режиссёр спектакля Станислав Ромэнович  Назиров позволяет импровизировать, а это дорогого стоит. Для меня ценность репетиций в том и состоит, что они дают возможность и так попробовать, и так. Даже играть в спектаклях мне нравится меньше, чем репетировать.

– Надежда Ювенальевна, от души поздравляю Вас от имени редакции «Смоленской газеты» и от себя лично с юбилеем, желаю новых замечательных ролей, а также больших и разных удач в жизни и творчестве.

Светлана Романенко

Фото из архива театра

Уважаемые зрители!

Спектакли «Встречи» (17.04.24г, в 15:00)
и «Портрет» (25.04.24г, в 19:00)
отменяются по техническим причинам.

Приносим свои извинения.


Skip to content