Камерный театр

Никита Куманьков: Все проблемы родом из детства

Scroll Down

Уходящий год для ведущего артиста, мастера сцены и режиссёра Смоленского Камерного театра Никиты Куманькова наверняка останется в памяти как важная и значимая веха в творческой биографии.

В 2023-м артист отметил 35-летие со дня рождения – возраст, когда, оглядываясь назад, принято подводить первые итоги своей жизни. Личный юбилей  у Никиты Васильевича Куманькова совпал с десятилетием служения в Камерном театре, на сцене которого сыграно уже около 40 ролей, причём более половины из них – главные. Кто-то наверняка помнит его лейтенанта Плужникова  в военной драме «В списках не значился» по повести Бориса Васильева, Китайца Херувима в «Зойкиной квартире» М.А. Булгакова, Остапа Бендера в пластическом спектакле «12 стульев» по Ильфу и Петрову, Кочкарёва в «Женитьбе» Гоголя, Музыканта – героя спектакля «Контрабас» по одноименной пьесе Патрика Зюскинда, – с которым в 2020 году актёр участвовал в международном театральном фестивале моноспекталей «МОНОfest» в Перми. Не говоря уже о таких популярных спектаклях, как «Примадонны», «Корпоратив», «Нелётная погода, или Брачный сезон у пингвинов», «Снегопад для Киры», «Ночь перед Рождеством», «Чума на оба ваши дома!..» и другие.

Театральная публика Никиту Куманькова обожает. И это легко объяснить. При всей своей внешней сдержанности артист по-настоящему увлечён профессией. Участвует во многих театральных проектах, лабораториях и мастер-классах. В содружестве с актёром и режиссёром Виталием Игнатенко осуществил вторую свою самостоятельную работу – экспериментальный спектакль по пьесе создателя театра абсурда Сэмюэля Беккета «Последняя лента Крэппа». Спектакль играли на разных театральных площадках.

В феврале 2023 года во Дворце культуры профсоюзов Никита Куманьков сыграл Поэта в спектакле-перформансе сценариста и режиссёра Павла Володина по произведениям смоленских поэтов – участников литобъединения «Персона». Событие было посвящено 30-летнему юбилею литобъединения. Два года назад прошёл курс повышения квалификации на режиссёрском отделении Высшей театральной школы Константина Райкина. Как режиссёр-постановщик  выпустил свой первый спектакль – трагикомедию «Глупости» по пьесе современного драматурга Виктории Никольской (Бугаевой). Как режиссёр-репетитор в связи с производственной необходимостью осуществляет вводы артистов в спектакли текущего репертуара. Подготовил собственную сценическую версию гоголевского «Ревизора», к репетициям которой на сцене Смоленского Камерного готов приступить. Разработал концепцию школы для увлечённых театром подростков 10-12 лет, а также для ребят постарше. 

Н.В. Гоголь «Шинель». Сцена из спектакля: Портной – Никита Куманьков

Одна из последних больших актёрских работ Куманькова – Миша Бальзаминов в спектакле главного режиссёра Смоленского Камерного театра Петра Орлова по пьесам А.Н. Островского о Бальзаминове. В 2023 году роль отмечена наградами двух международных театральных фестивалей: «Поговорим о любви…» в Новошахтинске  и  «Русская классика. А.Н. Островский» в Орле.

 «Женитьбу Бальзаминова» Никита Куманьков выбрал для своего бенефиса 26 февраля 2023 года, когда ему первому в истории Смоленского Камерного была вручена почётная медаль, учрежденная Управлением культуры города Смоленска. 

Собственно с Бальзаминова и начался наш разговор с артистом.

– Этого героя принято считать воплощением себялюбия, человеком, не умеющим дать  правильную оценку своим достоинствам. У Вас же Михаил Дмитриевич наивный фантазёр и, в общем-то, совершенно беззащитный человек. Понятно, что женившись на Белотеловой, он неминуемо погибнет. Нет?

– Да, конечно. Для меня Бальзаминов отнюдь не хищник, который с помощью выгодной женитьбы желает и сумеет поправить свои денежные дела, перейти в иной статус, как, скажем, Подхалюзин в «Своих людях» того же Островского. В каждую роль я стараюсь подложить трагедию человеческого существования. Мне важно понимать, что, почему и отчего. Ведь все проблемы родом из детства! Бальзаминов, судя по всему, рано остался без отца, рос под материнские молитвы, что вот, мол, станет мальчик взрослым, женится на богатой невесте, и всё у него пойдет как по маслу. Главное – вырасти. Известное дело, какая мать не желает сыну добра… Отсюда все эти красивые мечтания-сны. Однако столкнувшись с действительностью в лице Домны Евстигнеевны, Бальзаминов осознаёт, что сбылась не совсем его, а какая-то другая мечта. Поэтому-то он так растерян! Невеста из его сна не просто богата, она молода, красива, ласкова. Она – само совершенство. А тут…

Спектакль никому не выносит приговор. Нельзя сказать, что Бальзаминов наказан за свои необоснованные притязания. Он просто попался в сети, кстати, даже не им расставленные. Бесхитростный человек, он действительно думает, что было бы правильнее, если бы богатые женились на бедных, а бедные – на богатых. Но мечтает-то он о любви!

Универсальный артист, Никита Куманьков чувствует себя абсолютно свободно как в театре переживания, так и в театре представления. Однако на вопрос, что ему ближе, он, не задумываясь,  ответил: «Душа! Жизнь человеческого духа». Репортаж души – так обозначен жанр одноактного монолога Патрика Зюскинда «Контрабас»  – самостоятельной работы артиста, своего рода его визитной карточки. Выбрав пьесу «Контрабас», актёр сознательно пошёл на определённый риск. У театралов на слуху моноспектакли по этой пьесе в исполнении столичных знаменитостей Константина Райкина и Константина Хабенского. Публика, в особенности провинциальная, к серьёзной драматургии относится с настороженностью, оберегая себя от лишних переживаний. К тому же в пьесе Зюскинда  больше вопросов, чем ответов. 

Н.В. Гоголь «Женитьба»: Кочкарёв – Никита Куманьков, Агафья Тихоновна – Илона Егорова

Анализируя собственную жизнь, герой «Контрабаса» восклицает: «Когда Шуберту было столько лет, сколько мне сейчас, его уже три года не было в живых!» Фраза на этом обрывается, но вдумчивому зрителю понятно: «Шуберт уже был Шубертом – известным композитором, чью музыку исполняют по всему миру… А я всего-навсего рядовой оркестрант…» 

Актёр не подчёркивает это восклицание. Он вообще произносит текст буднично, почти монотонно, лишь в очень немногих местах выделяя голосом отдельные имена или понятия. Как во время исповеди, когда хочется рассказать о себе всё, но право оценки предоставлено Богу.

 – Для меня загадка, – желая перевести разговор на тему театра представления, говорю я, – Ваш Кочкарёв в замечательной «Женитьбе» режиссёра Станислава Назирова. Кочкарёва обычно изображают эдаким чёртом, искусителем. А у Вас это совсем не чёрт, скорее, жаждущий отвлечься от какой-то тягостной действительности человек. Страдающий человек…

– Передо мной режиссёром была поставлена совершенно другая задача. Это я об искусителе. Мой герой торопится женить своего приятеля не для того, чтобы и тому тоже было плохо, как  самому Кочкарёву, женатому неудачно. Ему кажется, что если он сам возьмётся за дело, всё будет идеально. То есть намерения его самые добрые. Свадьба друга для него – это борьба со свахой, которая женила его самого.

А. Щеглов «Корпоратив»: Жеребцов – Никита Куманьков

– А мне представлялось, что Кочкарёву просто хочется праздника, он чувствует усталость от обыденности, поэтому с такой энергией берётся всё это устроить…

– Это есть, это тоже один из мотивов. Но здесь и трагедия человеческой судьбы присутствует, и мне как актёру именно это особенно интересно в  роли Кочкарёва.

– Трагедия судьбы, какие-то внутренние противоречия и побуждения – это же Достоевский. Есть у Вас мечта сыграть или поставить что-нибудь из Достоевского?

– Одна из заветных ролей для меня – Раскольников.

– Рискну предположить, потому что практически в каждом из нас живёт тайная уверенность, что он лучше других и право имеет… 

– Именно. И это чаще всего  становится причиной большинства человеческих трагедий.

– Никита Васильевич, спасибо Вам за этот разговор. Как и положено в новогодние дни, желаю Вам осуществить все свои творческие планы и не только творческие, а также здоровья и счастья.

– Спасибо.

К. Людвиг «Примадонны»: Джек –  Никита Куманьков

Светлана Романенко

Фото из архива театра

Опубликовано в «Смоленской газете» 27 декабря 2023 года

Уважаемые зрители!

По техническим причинам Спектакль «Таланты и покойники», переносится с 28 сентября на 2 ноября 2024, в 18:00.
По вопросам возврата обращайтесь в кассу театра

Приносим свои извинения.


Skip to content