Камерный театр

Пётр Орлов: «Пиковую даму» мы посвящаем 225-летию А.С. Пушкина

Scroll Down

Чуть более года назад главным режиссёром Смоленского Камерного театра стал Пётр Гарриевич ОРЛОВ. Выпускник Высшего театрального училища им. Б.В. Щукина, ученик народного артиста СССР Евгения Рубеновича Симонова, Орлов является режиссёром-постановщиком более 100 спектаклей по произведениям Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского, М.А. Булгакова, А.М. Володина и других авторов. За режиссёрское мастерство он неоднократно удостоен премии «Золотой Витязь», а также наград многих известных международных театральных фестивалей.

В Смоленском Камерном театре за год новый главный поставил «Женитьбу Бальзаминова» А.Н. Островского, «Безумный день Фигаро» по пьесе «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше и современную комедию «Осторожно, адюльтер!». В настоящее время режиссёр репетирует спектакль по повести Пушкина «Пиковая дама». Премьера назначена на 12 апреля. В главной роли – любимец смоленской публики артист Никита Куманьков.

Сегодня Пётр Орлов – гость «Смоленской газеты». 

– Пётр Гарриевич, когда вы согласились возглавить художественное руководство Смоленского Камерного театра, одним из «манков» для вас был творческий потенциал труппы, который после первого же поставленного спектакля вы оценили достаточно высоко. Не разочаровались за прошедший год?

– Ни в коем случае. Однако, по правде сказать, всё-таки ожидал я большего. Другое дело, что пока мало ещё мы сделали серьёзного материала. Не со всеми актёрами я успел поработать, не со всеми по-настоящему творчески столкнулся. Впрочем, на фестивале «Русская классика. А.Н. Островский» в Орле прошлой осенью спектакль Смоленского Камерного театра «Женитьба Бальзаминова» удостоен приза «За лучший актёрский ансамбль», а исполнительница роли Белотеловой актриса Алёна Шопот – приза зрительских симпатий. Между тем орловский фестиваль «Русская классика» считается одним из престижнейших театральных форумов страны. В конкурсной программе участвовали достойные соперники, призёры многих театральных смотров, в их числе даже два академических театра. Так что всё относительно.

Это как в кондитерской продавать селёдку

– Чем, на ваш взгляд, можно объяснить заметный уклон в сторону комедий в сегодняшнем театре? Запросом общества, поскольку люди жаждут отвлечься от серьёзных проблем?

– В наши дни, действительно, в силу разных обстоятельств ощущается потребность в релаксации. В то же время комедия – театральный жанр, который привлекал публику во все времена. Однако, по моему глубокому убеждению, зритель должен идти за вкусом театра, а не наоборот. Сегодня же, в частности, в Смоленский Камерный театр публика ходит за определённым продуктом. Хочется это поменять, хотя всё не так просто. Предлагать зрителям, воспитанным и привлечённым в театр определёнными спектаклями, тем более когда их показывают не раз и даже не два раза в месяц, что-то более серьёзное – всё равно что в кондитерской начать продавать селёдку. Человек за пирожными пришёл, а мы ему: не угодно ли селёдки отведать?.. Так что действовать надо осторожно.

– Если говорить о репертуаре, в афише сегодня нет ни одного спектакля малой формы. А театр – Камерный. Вы в Сургуте ставили спектакль об Анне Ахматовой. Ничего подобного не планируется?

– О, это очень давняя история. Спектакль об Ахматовой я ставил пятнадцать лет назад. Там были две актрисы, которые играли Анну Андреевну Ахматову, и двое мужчин. Мужчины на сцене существовали без слов. Звучало много стихов, но было и действие.

Почти мистическая история

– В этом году Смоленскому Камерному театру исполняется 35 лет со дня основания. Вы репетируете пушкинскую «Пиковую даму»…

– Сценическую фантазию «Пиковая дама» мы решили посвятить 225-й годовщине со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Однако премьеру, разумеется, постараемся приурочить к юбилею театра. Кроме собственно повести драматургической основой будущего спектакля является своего рода микс из разных сценических версий. 

– По жанру это мистическая история. Пётр Гарриевич, а в вашей жизни случались мистические совпадения?

– На 35-м Международном театральном фестивале «Липецкие театральные встречи» я получил диплом «За лучшую режиссуру». Это была награда за спектакль по «Маленьким трагедиям» Александра Сергеевича Пушкина, поставленный на сцене Липецкого государственного академического драматического театра имени Льва Николаевича Толстого. Поставил я его в 2019 году буквально перед самой пандемией! И фестиваль тогда же состоялся…

– Прямая перекличка с «Пиром во время чумы»! А обращение к «Пиковой даме» Пушкина пока ничем фантасмагоричным не оборачивается?

– Если рассуждать философски, его величество случай нередко играет в нашей жизни весьма значительную роль. Получается, мы зависим от того, какая, условно говоря, выпадет карта в пасьянсе, который раскладывает судьба… А когда не на что опереться, тут-то и появляется какой-нибудь Сен-Жермен.

Пасьянс, который раскладывает Судьба

– В тот момент, когда Томский рассказывает историю старой Графини, своей бабушки, Германн вдруг понимает, что его система строгой экономии, отказ от излишеств во имя необходимого – ничто по сравнению с простым везением в игре. Если, конечно, играть наверняка…

– Германн – военный инженер, в отличие от его окружения – гвардейских офицеров, в обществе которых он вращается и за игрой которых столь внимательно наблюдает. Он служит. У него нет состояния, нет крепостных, нет доставшихся по наследству деревень, ни подмосковной, ни саратовской. Словом, нет того, чем, проводя время за карточным столом (отнюдь не только в ненастные дни), с лёгкостью разбрасываются молодые русские дворяне. Нет у него и знатного имени, чтобы рассчитывать на хорошее приданое, если он вдруг задумал бы жениться. Он сын обрусевшего немца, приехавшего в Россию, говоря словами другого нашего классика, «на ловлю счастья и чинов». Таких людей в России было немало. И многие из них действительно достигали изрядных высот: должностей, положения в обществе и богатства. Причём зачастую именно благодаря таким качествам, как умеренность и аккуратность.

После рассказа Томского Германн оказывается во власти навязчивой идеи. Он выстраивает хитроумный план, как проникнуть в дом Графини с помощью Лизы. И у него всё получается! Ведь у Графини могло вообще не быть воспитанницы! Или вместо неё была бы какая-нибудь старая компаньонка, которая ни за что не поверила бы, что молодой офицер часами стоит под окнами ради встречи с ней…

Германн совершенно искренен, когда умоляет Графиню: «Для кого вам беречь вашу тайну? Для внуков? Они богаты и без того: они же не знают и цены деньгам. Моту не помогут ваши три карты. А я не мот».

Старая Графиня умирает, унося тайну с собой. Казалось бы, всё кончено. Но навязчивая идея не оставляет Германна. Он видит сон, и три карты всё-таки названы…

«Не дай мне бог сойти с ума…»

– «Не дай мне бог сойти с ума, Нет, легче посох и сума», – писал Пушкин. Следует ли рассматривать сумасшествие Германна как возмездие за отказ от собственного жизненного кредо? Ведь поначалу этот герой борется с искушением: «Нет! Расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!»… 

– Наверное. Но если бы он не попробовал, не попытал счастья, раз так уж его захватила эта история, он жалел бы об этом. Возможно, всю жизнь жалел бы. Корил бы себя за нерешительность, трусость. И так плохо, и так… 

Вообще, безысходность очень характерна для нашей отечественной литературы. У нас едва ли найдёшь хотя бы одного по-настоящему счастливого героя. Возьмите Чацкого, Онегина, Печорина, Лаврецкого… Называю лишь тех, кто, бесспорно, заслуживает счастья.

– Мне кажется, Германн из «Пиковой дамы» тоже заслуживает счастья, но судьба или это карты распорядились по-другому. Спасибо вам за этот разговор, Пётр Гарриевич. С нетерпением жду премьеры.

Беседовала Светлана Романенко

«Смоленская газета» 27 марта 2024 года

Уважаемые зрители!

Спектакли «Встречи» (17.04.24г, в 15:00)
и «Портрет» (25.04.24г, в 19:00)
отменяются по техническим причинам.

Приносим свои извинения.


Skip to content