17 и 18 апреля на сцене Смоленского Камерного театра состоялось знакомство с молодыми артистами – выпускным курсом Института музыки, театра и хореографии при Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург). Мастер курса – заслуженная артистка России Мария Кирилловна Лаврова, актриса Большого драматического театра им. Товстоногова, профессор кафедры театрального искусства в РГПУ им. А.И. Герцена.
Студенты мастерской М.К. Лавровой привезли в Смоленск два своих спектакля. Первым был представлен спектакль «Встречи» по рассказам А.П.Чехова и И.А.Бунина. Это восемь историй, которые посвящены понятному и близкому каждому человеку чувству – любви. Среди них как хорошо известные рассказы, в частности, «Дама с собачкой» Чехова и «Чистый понедельник» Бунина, так и произведения, знакомые читателю, но пока ещё не привлекшие внимание театральных режиссёров и кинематографистов.
Затрагивая важные вопросы бытия, спектакль «Встречи» приглашает зрителя к размышлению о месте каждого из нас в мире, взаимоотношениях мужчины и женщины, смысле существования… Наиболее яркие миниатюры получились по рассказу Бунина «Муза», рассказу Чехова «Дама с собачкой» и «Розовый чулок», рассказу Бунина «Мадрид».
Название «Встречи» подсказано цитатой из одного из поздних рассказов Ивана Бунина «В Париже»: «Да, из году в год, изо дня в день, втайне ждешь только одного – счастливой любовной встречи». Этот рассказ не включён в спектакль. Его герои – двое немолодых русских эмигранта из многочисленной когорты скитальцев по городам предвоенной Европы, мужчина и женщина. В основе сюжета этого пронзительного рассказа история их случайной встречи и недолгого счастья.
А 18 апреля воспитанники Марии Лавровой показали спектакль, созданный по мотивам пьесы-сказки А.Н. Островского «Снегурочка». Спектакль создан к 200-летию великого драматурга, которое отмечалось в 2023 году. Художественная ткань спектакля состоит из фрагментов, навеянных фантазией современных молодых людей, самыми безумными их ассоциациями, возникшими при чтении пьесы-сказки Островского. Напомню, что действие в пьесе Островского происходит в языческой дохристианской Руси – Берендееве царстве.
Представляя получившийся спектакль, мастер курса Мария Лаврова назвала хулиганством то, что зрителям предстояло увидеть. Надо сказать, что по сравнению с широко известными примерами интерпретации классики иными театральными профессионалами (имеются в виду произведения из разряда «Я так вижу»), спектакль молодых питерцев не переворачивает с ног на голову заложенные драматургом основные смыслы пьесы. Он лишь передаёт их в соответствии с сегодняшней системой ценностей, а также современным стилем человеческого общения. Динамичность действия, выразительная пластика придают спектаклю особую остроту звучания. Во всяком случае, старшеклассники из 33-й средней школы, присутствовавшие на «Снегурочке», смотрели спектакль с неподдельным интересом, дружно рукоплескали и поднялись в финале со своих мест, демонстрируя своё одобрение и восхищение.
На вопрос, о чём, по его мнению, увиденный спектакль, один из юных зрителей ответил, что в «Снегурочке» поднимаются вопросы любви, жестокого соперничества и равнодушия по отношению к не таким, как ты. Что, в общем-то, верно, хотя, разумеется, по мысли пьеса Островского значительно шире. Более взрослые зрители отметили также тему отношений в семье (родители Снегурочки – Отец Мороз и Мать Весна-Красна – по определению не могли найти общего языка). Если в семье между родителями нет взаимопонимания, это может стать одной из главных причин жизненных неудач детей.
Судя по зрительской реакции на спектакль по сравнительно малоизвестной пьесе А.Н. Островского, студенты-театралы из Санкт-Петербурга, надеюсь, останутся в убеждении, что Смоленск и впрямь интеллигентный город, о чём в своём обращении к смолянам говорила их руководитель – заслуженная артистка России Мария Лаврова.
Светлана Романенко